Региональные блоки – новый мировой тренд.

Идеи глобализации сегодня не привлекают. Что придет на смену не оправдавшей надежд международного сообщества модели?

Идеи глобализации сегодня не привлекают. Что придет на смену не оправдавшей надежд международного сообщества модели?

Некоторые эксперты уверены, что идеи глобализации в той или иной степени себя исчерпали. Новая тенденция – формирование региональных политических и экономических блоков. Какую выгоду могут из этого извлечь Беларусь и Россия? Об этом говорит руководитель оргкомитета по созданию белорусского общественного объединения «Евразийский народный союз» Юрий БАРАНЧИК.

– В последние годы в мире активно развиваются региональные интеграционные процессы. Чем обусловлен этот феномен и к каким изменениям в мировой экономике это может привести?

– Основная причина этих процессов – усиливающаяся конкуренция. За последние десятилетия производительность труда в результате применения новых технологий значительно выросла, и – как следствие – рынки насыщаются гораздо быстрее, чем раньше. В этой гонке выигрывают те, кто обладает как минимум двумя преимуществами. Во-первых, наиболее быстро и сравнительно недорого разрабатывает новые продукты и, во-вторых, занимает большую долю рынка. Поэтому страны создают глобальные рынки, с одной стороны, для расширения сбыта товаров фирм из своей страны, а с другой – для защиты этих рынков от товаров из стран-конкурентов. В ответ находящиеся рядом страны создают региональные рынки.

Что касается изменений в мировой экономике, то глобализация рынков приводит к относительному удешевлению товаров, отмиранию неэффективных производств. Но вместе с этим происходит усиление конкуренции внутри рынков. В принципе этот процесс выгоден для рядового потребителя, которому все равно, товары каких стран он потребляет. Для него важно, чтобы можно было купить товар дешевле и качественнее.

– Существуют ли объективные предпосылки для интеграции на постсоветском пространстве? И на чей пример, учитывая проблемы, возникшие в Европейском союзе, Беларуси, России, Казахстану и другим постсоветским странам целесообразно ориентироваться?

– Евразийская интеграция имеет глубокие исторические предпосылки. Многие сотни лет народы наших стран проживали рядом, развивая свои хозяйственные связи. А во время Советского Союза было сформировано общее экономическое пространство, что позволило провести мощнейшую индустриализацию всей страны. В результате мы стали второй державой мира. И это после того, как наши народы вынесли все лишения и тяготы Великой Отечественной войны.

Экономики Беларуси, России и других постсоветских государств переплетены тысячами нитей, которые тянутся от предприятия к предприятию. За каждым из них – сотни и тысячи работников, зарплата которых во многом зависит от того, насколько эффективно построена кооперация между производителями разных стран. Поэтому наша интеграция обусловлена как культурно-исторически, так и экономически.

Проблемы Европейского союза были вполне ожидаемы – после распада Советского Союза в нем возобладала не экономическая логика расширения, а политическая – европейские элиты, в том числе во многом под давлением из-за океана, постарались заполнить тот политический вакуум, который образовался после исчезновения СССР. В новый союз включили ряд стран, финансово-экономическое состояние которых не отвечало критериям членства в ЕС. Одним из таких государств, кстати, была Греция. При строительстве Евразийского союза имеет смысл взять все положительное, что существует в ЕС, – порядок принятия решений, контроль за их исполнением, жесткую бюджетную политику, уважение вердиктов экономических судов как странами, так и конкретными предприятиями, – и дополнить это тем опытом кооперации, который был нами наработан в советский период истории.

Формирование единого рынка стран Евразийского союза с течением времени позволит более качественно разместить производства и трудовые ресурсы. Это скажется на себестоимости продукции и на освоении внешних рынков. Если такая работа предприятий будет дополнена еще и усилиями государства по содействию в продвижении продукции на внешние рынки с использованием банковских, лизинговых и других механизмов, то мы сможем занимать новые рыночные ниши, влиять на те процессы, которые происходят на мировых рынках. Хотя, конечно, для этого необходимы многие годы напряженной работы. Никто так просто свои рыночные ниши не отдаст.

– Беларусь, Россия, Казахстан обладают разной структурой экономики, различным уровнем потребительских цен. Неизбежна ли унификация по данным направлениям? Каким образом при «притирке» экономик избежать обострения социальных проблем и создать предпосылки для повышения уровня жизни населения?

– Конечно, унификация неизбежна, хотя цена товара там, где он производится, всегда будет ниже, чем в отдаленном регионе. Вместе с тем снижение будет серьезным даже за счет отмены таможенных пошлин. Поэтому унификация, конечно, произойдет. Выравнивание потребительских цен не обязательно должно создавать социальные проблемы. Скорее наоборот, ведь в выигрыше от этого будут прежде всего рядовые потребители. Что касается конкуренции предприятий в одной рыночной нише, то здесь многое будет зависеть от расторопности как руководства, менеджмента предприятий, так и от того, насколько то или иное предприятие грамотно территориально расположено.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter