Регина Збарская: до и после подиума

Ее называли советской Софи Лорен, ее фотографии были на обложках популярных журналов...

Ее называли советской Софи Лорен, ее фотографии были на обложках популярных журналов. Она была иконой стиля и небожительницей. Объектом подражания миллионов женщин и предметом страсти миллионов мужчин. И мало кто догадывался, что недосягаемая и недоступная Регина Збарская чувствовала себя несчастной, одинокой, ненужной, нелюбимой…


Жизнь будущей манекенщицы началась с загадки, историки до сих пор гадают, какая из версий ее рождения истинная. По одной — Регина родилась в Ленинграде в семье гимнастов, которые разбились насмерть, выполняя сложный трюк под куполом цирка. По другой версии, девочка родилась в Вологде, мама была служащей, папа — советским офицером. Так или иначе, но в 1953 году семнадцатилетняя Регина Колесникова приехала учиться в Москву, эффектная студентка экономического факультета ВГИКа сразу поняла, как пробиться в богему. И без приглашения появлялась на закрытых вечеринках. Красивой девушке всюду открывали двери. На одной из таких тусовок стройную и высокую Регину заметила известная в то время модельер Вера Аралова, она пригласила красотку участвовать в показах.


В Доме моделей она сразу стала манекенщицей номер 1, хотя ее ноги были далеко не идеальны, но их кривизна придавала девушке особый шарм. Впрочем, Регина отличалась не только внешне, но и изысканными манерами, за маской аристократизма она прятала свою простоту. Колесникова быстро научилась вести себя на подиуме и вскоре попала за границу. Показ Дома моделей на Кузнецком в Париже в 1961 году произвел настоящий фурор. Публика впервые увидела ботфорты с молниями на голенищах на ногах Збарской. Но, конечно, в Советском Союзе никто такие не носил, за одно хранение западного модного журнала можно было попасть в тюрьму по статье 242 УК РСФСР — за распространение порнографии. Да и за границу выехать было почти нереально. Слыханное ли дело — в начале 50–х за рубеж, к буржуям? Ей повезло, иностранцы ею восхищались. Французский журнал Paris Match назвал ее «самым красивым оружием Кремля». Потом судьба свела ее с кутюрье Вячеславом Зайцевым, тот определил для известной уже манекенщицы новый образ — итальянской красавицы — он подстриг Збарскую под пажа, западная пресса была в восторге, превознося красоту Регины, называя ее советской Софи Лорен. Топ-модель СССР свободно говорила по-французски, Карден и Диор были рады побеседовать с элегантной леди. Ею восхищались великий Феллини, Ив Монтан и даже Фидель Кастро. А вот близких друзей у Регины не было. Может быть, ей не хотелось приводить кого-то в дом и рассказывать, как она с ее зарплатой в 76 рублей в месяц умудряется выглядеть королевой.


Стоит ли говорить, что мужчины окружали красавицу заботливым вниманием, старались предугадать все ее желания. Но из всех поклонников она выбрала одного, перспективного художника Льва Збарского, его отец — ученый Борис Збарский известен широкому кругу тем, что бальзамировал тело Ленина. Головокружительный роман привел влюбленных в загс, замужество приподняло манекенщицу на новый уровень, но, кроме высокого положения в обществе, привлек внимание со стороны органов госбезопасности. Но молодой жене хотелось думать только о семье, уютном гнездышке, рождении детей. Регина мечтала родить сына, который был бы копией любимого. Бог услышал ее желание, женщина забеременела. Однако муж разрушил ее розовые мечты. Ведь он хотел видеть в ней музу, богиню, вдохновительницу, а не домохозяйку с пищащими младенцами на руках. Регина пошла на поводу у супруга и сделала аборт.


Дисгармония с собой вызывала апатию, уныние, она мучилась от сознания вины, ведь она сама погубила малыша, о котором так мечтала. Затяжную депрессию она пыталась залечить антидепрессантами. Но избавиться от вины Регина так и не смогла. Тогда Збарская решила стать защитницей государственных интересов СССР, начала сотрудничать с КГБ. Она собирала информацию о настроениях западных деятелей, посещающих столицу. Ведь она могла поддержать любую беседу и легко говорила на трех языках. После таких встреч она писала подробные отчеты. Ее ценили на работе, а вот семейная обстановка накалялась, Лев любил флиртовать с другими женщинами, Регина ревновала. Они ссорились, обижались, мирились. И потом все снова по кругу. Художник быстро влюблялся, не мог пройти мимо красавиц и вскоре опять увлекся — на этот раз Марианной Вертинской. Доля женатого мужчины стала тяготить Льва, мужчина решил развестись. Но его избранницей стала не Марианна, а Людмила Максакова. Молодая жена родила живописцу сына, которого назвали Максимом. Узнав, что у экс-любимого родился ребенок, Регина почти лишилась разума. Бывшая жена все задавала себе вопрос, почему сопернице он разрешил завести сына, а ей, Регине, запретил. Психика манекенщицы сломалась, ей требовалось лечение. И даже то, что Лев бросил Максакову и эмигрировал за границу, не успокоило Регину. Более того, она впервые попала в психиатрическую больницу с признаками сильнейшей депрессии.


Збарская после длительного лечения вернулась на подиум. Позже поползли слухи, что Регина встретила другого мужчину, югославского журналиста, которому рассказала о себе все. А тот воспользовался ее доверием и написал книгу «100 ночей с Региной Збарской», где поведал миру о порочных связях Регины с членами ЦК и ее доносах на других манекенщиц. Удивительно, но эту книгу никто не видел. Была ли она вообще? Тем не менее разразился скандал. Обезумевшая от слухов Регина решила покончить с собой, но обе ее попытки провалились. Она опять попала в больницу. Обаятельная, улыбчивая и стройная Регина превратилась в располневшую нервную 50-летнюю женщину, которая корила себя за все. За аборт, за неудавшуюся семью, за откровения с журналистом. С каждым днем она все сильнее ощущала свои ненужность и одиночество, с которыми не могла и не хотела мириться.


У истории ее смерти тоже две версии, одни уверяли: манекенщица отравилась в больнице, другие утверждали: беда случилась дома. Якобы ее нашли мертвой в квартире, она держала в руках телефонную трубку. Кому звонила самая красивая советская женщина 50-х годов, останется тайной. Кому она хотела сказать последнее «прости»? По первой версии, ее тело было обнаружено без признаков жизни в палате больницы «Кащенко», судмедэксперт заключил, что смерть наступила от пищевого отравления, которое привело к остановке сердца. Ходили слухи, что на коленях умершей была толстая синяя тетрадь — дневник, который она вела многие годы. Этот дневник станет одним из главных исторических документов, рассказывающих о темной стороне советской моды. Но это будет потом, а тогда... Тогда ее коллеги по Дому моделей на похороны не явились, тело Регины кремировали и предали земле. Как и где похоронена легендарная манекенщица, неизвестно. Она и после смерти осталась загадочной, но одинокой и нелюбимой.


Сергей ИВАНОВ.

 

Советская Белоруссия №61 (24444). Среда, 2 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter