МОК рекомендует включить в программу Олимпийских игр бейсбол, карате, серфинг, скалолазание и роликовый спорт

Регби всем, а гольф — каждому

Олимпийские игры не резиновые, но все-таки. Их программа нет-нет да и расширится. Недавно, например, оргкомитет Олимпиады 2020 года, которая состоится в Токио, рекомендовал МОК для включения в программу Игр пять новых видов спорта — бейсбол, карате, серфинг, скалолазание и роликовый спорт.


А в 1988 году в программу зимних Игр включили фристайл. Для Беларуси этот вид спорта был диковинным. Как таковых традиций и школы у нас не было, а развитием лыжной акробатики занималась группа энтузиастов из других дисциплин — горнолыжного спорта, акробатики, гимнастики, прыжков на батуте. Тем не менее белорусские фристайлисты сегодня одни из мировых лидеров, которые начиная с 1998 года ни разу не вернулись с Олимпиады без медалей!

К чему этот разговор? Да хотя бы к тому, что в следующем году программа Игр в Рио-де-Жанейро снова обновится. За медали главного турнира четырехлетия будут бороться гольфисты и регбисты. Эти виды спорта решили включить в турнир еще в 2009 году. Как гольф и регби-7 развиваются в Беларуси и смогут ли они повторить прорыв фристайла?

Лунки на полях

Гольф для нашей страны — весьма экзотичный вид спорта, к тому же окутанный целым шлейфом стереотипов. Часто его считают дорогой и гламурной забавой для бизнесменов высокого уровня. На самом деле все не так. Во многих европейских странах в гольф играют сотни тысяч людей, среди которых и студенты, и пенсионеры.


Гольф, кстати, в программу Олимпийских игр включили не в первый раз.
Соревнования по нему на главном турнире четырехлетия уже проводились в 1900 и 1904 году, но потом были отменены.
И вот через 112 лет состоится возвращение: на Играх в Рио де Жанейро выступят по 60 гольфистов в
мужском и женском турнирах. Отбор проводится на основании официального мирового рейтинга

В Беларуси занимающихся намного меньше — около 400 человек. Но это собираются исправить уже в ближайшее время, говорит председатель Белорусской ассоциации гольфа Владимир Дражин:

— Пока в стране есть одно сертифицированное в соответствии с международными стандартами поле — в гольф-клубе «Минск». Там расположено поле чемпионского класса на 18 лунок и тренировочное — на 9 лунок. Создан при клубе и центр обучения. На полях гольф-клуба могут проводиться не только внутренние, но и международные соревнования. Сегодня мы работаем со всеми областями и Минском. Планируем, что в каждой области появятся хотя бы по одному чемпионскому и тренировочному полю, на которых будут работать один-два гольф-клуба и академия.

В регионах от предложенной идеи не отказываются. Осталось только найти инвесторов. А дело это непростое. Строительство полноценных чемпионского и тренировочного полей стоит два-три миллиона долларов, говорит Владимир Дражин:

— Мы нацелены на то, чтобы привлекать частные инвестиции. Задачу строительства полей планируем выполнить до 2020 года. При этом хотим, чтобы поля располагались в местах, привлекательных не только для жителей страны, но и для туристов, которые проявляют интерес к гольфу.

Еще один важный момент, без которого невозможно развитие вида спорта, — тренерский. Ассоциация гольфа наладила сотрудничество с Белорусским государственным университетом физической культуры, и уже в следующем году в нем начнут подготовку и переподготовку преподавателей физкультуры. А пока наших спортсменов тренируют иностранные специалисты из Литвы, Словении и Украины.

Игорь АЛЬХИМОВИЧ, Бюлент КАТАРАШ,
Георгий ПРИГОЖИЙ и Андрей МЕЗИН

Белорусский большой гольф пока только стучится в двери европейской федерации. Заявку рассмотрят во второй половине следующего года. Понятно, что остаемся мы и в стороне от Олимпийских игр. Однако Владимир Дражин не унывает:

— На Олимпиаде будут выступать профессионалы, а наши гольфисты пока любители. Но среди них есть действительно талантливые. Около 10 человек играют на международном уровне и претендуют на награды турниров. Это, например, Вадим Бегун, Игорь Альхимович. Есть и одаренная молодежь — например, четырнадцатилетний Миша Мартынов. Парень вырос в Новополоцке, уже стал чемпионом Прибалтики в своей возрастной категории.

Мяч в игре

Если развитие гольфа в Беларуси находится на начальной стадии, то регби и его олимпийской версии регби-7 — на зачаточной. Этот вид спорта появился у нас в 2005 году. В Минск приехал регбист из ЮАР и больше года занимался с молодыми ребятами. Потом он уехал, и развитие на время прекратилось. Возрождение произошло после 2008 года. Технический директор Белорусской федерации регби Александр Данько рассказывает:

— Я зашел в магазин и увидел мяч для игры в регби. Собрал знакомых, начали заниматься. Потом к нам подтянулись игроки из команды, созданной южноафриканцем, подключились парни из других регионов. Четыре года назад мы зарегистрировали федерацию регби и получили возможность проводить официальные соревнования — чемпионаты и Кубки страны по классическому регби и регби-7. Сейчас в них выступают семь команд: две из Минска, по одной из Бреста, Лиды, Гродно, Гомеля и Речицы. В этом году мы впервые провели турниры среди игроков до 21 года и чемпионат по пляжному регби.


На Олимпийских играх в мужском и женском турнирах
по регби7 будут выступать по 12 команд.

Регби-7 намного зрелищнее и динамичнее своего большого собрата. От классической версии оно отличается количеством игроков на поле и продолжительностью матчей. Если в большом регби 15 игроков каждой команды проводят на поле два тайма по 40 минут, то в «уменьшенной» версии по семь регбистов от команды играют два тайма по семь минут.

Поклонников обеих разновидностей у нас немного. Регби занимаются около 150 человек. И все же за четыре года развития федерация получила признание Национального олимпийского комитета, вошла в Европейскую федерацию регби, сборная стала выступать на международных турнирах и чемпионатах Европы. Но вот ведь парадокс: регби до сих пор не внесено в перечень видов спорта, которые культивируются в нашей стране.

Белорусские клубы участвуют и в международных турнирах. Например, в Балтийской лиге. Но выступления получаются нелучшими:

— Все упирается в финансирование. Регби развивается на деньги тех, кто в него играет. Это взносы в клубах, личные средства руководителей. На международные турниры едут те, кто может себе это позволить. А это всего около 60 процентов от основного состава команд. Хотя Национальный олимпийский комитет нам помогает. В прошлом году он частично финансировал поездку сборной на дебютный для нее чемпионат Европы. 

Специализированных полей для регби в Беларуси нет, говорит Александр Данько:

— Они, конечно, нужны. Пока мы довольствуемся обычными футбольными полями. Единственное отличие — в воротах. В регби они другой конструкции — в форме буквы «Н». Чтобы сделать такие, мы на штангу крепим недостающие элементы. Сейчас чемпионат страны проходит на школьных стадионах и площадках, которые принадлежат фабрикам и заводам. Если матч играем в Минске, чаще всего на «Взлете», «Локомотиве», зимой — в спортивно-оздоровительном комплексе «Олимпийский».

Об олимпийских перспективах Александр Данько говорит осторожно. Если удастся найти спонсоров и организовать достойное финансирование, упор наши спортсмены сделают на регби-7, но пока, надо признать, все эти проекты в зачаточном состоянии.

past@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter