Реформа не "в законе"

Круг желающих обсудить "образовательные" новшества постоянно расширяется.
Круг желающих обсудить "образовательные" новшества постоянно расширяется.

А не так давно школьная реформа стала главной темой парламентских слушаний.

Надо сказать, к дискуссии парламентарии подготовились основательно, вооружились результатами социологического исследования. Экспертами народные избранники оказались дотошными: овладев всеми тонкостями вопроса, разобрали реформу, как говорится, по косточкам.

С помощью социологов парламентарии выяснили, что больше всего нареканий у общественности вызывают школьные учебники. Сложность языка, нагромождение ненужной фактуры, внешняя непривлекательность - таковы, пожалуй, основные претензии педагогов, а также самих ребят и их родителей. Хотя специалисты главного образовательного ведомства страны уверяют, что уж кто-кто, а начальная школа новыми национальными учебно-методическими комплексами, отвечающими современным требованиям, обеспечена. А что в действительности? Учителя начальных классов признаются откровенно: дескать, до того мудрено изложен учебный материал, что даже третьеклассники без дополнительного "аудиоперевода" разобрать суть правил и заданий не в состоянии. О "подготовишках" и первоклашках и говорить не приходится.

Второй "реформенный" камень преткновения - пятидневка, призванная якобы улучшить здоровье учеников. На деле идея обернулась полной утопией. Разве реально за один выходной день оздоровить ребенка, измученного ежедневными нагрузками в 7-8 уроков? Да и о каком оздоровлении можно говорить, если, по сведениям депутатов, в большинстве школ в субботу не работают буфеты, а значит, детям негде пообедать. А в сельских районах в шестой день недели буксует программа "школьный автобус". 5 - 10 километров туда и обратно пешком могут осилить немногие. А иным и незачем: не во всех сельских школах есть учитель физкультуры и нормальный спортзал - а именно занятия в спортзале предполагаются в этот день для оздоровления детей.

Никак не свыкнутся нынешние школьники и их наставники с новой системой оценки знаний. Положительно, согласно результатам социологического опроса, к ней относятся всего треть школьников, чуть более 40 процентов родителей и почти 65 процентов учителей. При этом две трети ребят, столько же пап и мам и более 70 процентов педагогов согласны, что 10-балльная система по сравнению с привычной 5-балльной позволяет более объективно оценивать знания. А вот взаимосвязь между прогрессивной системой и, если можно так сказать, стимуляцией любознательности и самостоятельности улавливает гораздо меньшее число высказавших положительное отношение: лишь 13 процентов учеников, примерно треть родителей и столько же педагогов. Во многом тому виной в одних случаях размытость, в других - завышенность критериев оценки уровня знаний. Недаром 14 процентов педагогов не отрицают, что сомневаются всякий раз, когда оценивают знания ученика; более половины не скрывают, что подобные колебания у них случаются время от времени. Словом, нет ничего удивительного в том, что за один и тот же ответ у школьника есть все шансы получить, условно говоря, от "6" до "8". Отчетливее других ощутили издержки реформенных новшеств потенциальные медалисты. Очевидно: в недавнем прошлом "пятерку" заработать было легче, чем нынешние 9 или 10 баллов. Чтобы облегчить жизнь юным мученикам науки, депутаты намерены добиться от Министерства образования признания "восьмерки" отличной отметкой. Правда, что касается выпускников-2003, то их поезд уже ушел. Может быть, тем, кому предстоит отстаивать свое право на медаль в будущем учебном году, повезет больше.

И, наконец, не последнюю роль в столь тонкой сфере, как образование, играют финансовые вопросы. В идеале, считают члены парламентской Комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу, средняя заработная плата учителей должна быть равна средней заработной плате в промышленности. Однако на данный момент разница между двумя этими величинами составляет 74 тысячи не в пользу педагогов. Да и темпы роста зарплаты сеятелей разумного, доброго, вечного заметно уступают скорости увеличения доходов рабочих. Спору нет, государство тратит на образование немалые средства, но пока оклад учителя на десятки тысяч рублей меньше заработка токаря средней квалификации, престиж профессии педагога не поднять. Уже сегодня в сельских школах не хватает математиков, физиков, учителей иностранного языка. И если учитель биологии по совместительству преподает химию, ясное дело, о качестве образования не может быть и речи.

Впрочем, помимо сугубо материальных проблем, парламентарии всерьез намерены заняться духовными. Иными словами, депутаты озабочены вопросом, как из поколения "next" воспитать патриотов. Не в том, разумеется, смысле, чтобы все как один повязали красные галстуки и принялись зубрить пионерские речевки. Но разве дело, что музеи боевой славы остались лишь в считанных школах, а уголки живой природы вместе с их обитателями и вовсе исчезли?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter