Реформа или совершенствование? Нужно ли изменять избирательное законодательство страны

С большой долей вероятности можно предположить, что ближайшая избирательная кампания в Беларуси пройдет по измененным правилам. В принципе эту тему начали серьезно обсуждать еще осенью прошлого года, сразу после парламентских выборов. За год совместная рабочая группа с участием представителей ОБСЕ, специалистов Национального центра законодательства и правовых исследований подготовила ряд предложений по совершенствованию избирательного законодательства. Но их еще должны обсудить депутаты. А пока “НГ” решила спросить политиков и экспертов, что они думают по поводу либерализации норм действующего закона.

Исходить из реалий сегодняшнего дня

Николай ЛОЗОВИК, секретарь Центризбиркома:
— В избирательном процессе важна не только сама процедура голосования, но и доверие к этой процедуре. А вообще надо исходить из реалий сегодняшнего дня. Например, практика показывает, что у населения невысокий интерес к выборам депутатов в местные Советы. Кстати, эта тенденция характерна для всех стран, не только для Беларуси. Почему бы не убрать барьер явки избирателей на местных выборах? Я за то, чтобы упростить процедуру регистрации инициативных групп, а политическим партиям предоставить возможность выдвигать своего кандидата в депутаты по конкретному избирательному округу вне зависимости от того, зарегистрирована ли в данном округе структура этой партии.
Наверное, целесообразно исключить из кодекса требование о заверении подписных листов в исполнительных комитетах перед их подачей в Центризбирком. Нужен более лояльный подход к информации, предоставляемой кандидатами в избирательную комиссию, а для этого требуется уточнить список оснований, по которым кандидату в депутаты или президенты может быть отказано в регистрации.

Установить приоритет для партий

Станислав БОГДАНКЕВИЧ, почетный председатель ОГП, член Общественно-консультативного совета при Администрации Президента, доктор экономических наук:
— Первое, что надо сделать, — установить приоритет политических партий, коалиций в избирательном процессе. Ведь они и создаются для того, чтобы участвовать в борьбе за власть, содействовать выражению воли избирателей, поэтому должны играть значительную роль в формировании избирательных комиссий и иметь право выставлять кандидатов в депутаты во всех без исключения округах.
В России, Украине, Литве, Латвии, Польше и других странах давно ушли от мажоритарной системы избрания парламента. И нам надо от нее отказываться, а в качестве переходного этапа можно было бы использовать смешанную, мажоритарно-пропорциональную систему, когда половина депутатов избирается по одномандатным округам, половина — по партийным спискам.
Надо расширить возможности наблюдателей, дать им право доступа без предварительных заявлений в любой орган, который занимается выборами. Чтобы исключить всякие подозрения в фальсификации, нужно изменить систему подсчета голосов. Пусть их считает один человек, показывает бюллетень всем остальным членам участковой комиссии и наблюдателям и объявляет, за кого гражданин отдал голос.

Должно быть соревнование личностей, а не кошельков

Александр ЮШКЕВИЧ, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации, член президиума РОО “Белая Русь”:
— Я не вижу больших проблем и принципиальных недостатков в нашем избирательном законодательстве. Хотя не исключаю возможности внесения некоторых технических изменений, например в плане упрощения порядка выдвижения кандидатов в депутаты или обеспечения надежности досрочного голосования.
Появление в Беларуси смешанной избирательной системы станет возможным только тогда, когда появятся партии, которые найдут поддержку во всех слоях общества и будут широко представлены в регионах. А сегодня мажоритарная система не позволяет депутату спрятаться за партийный список. Избирателю проще работать с конкретным депутатом, которому он может дать свой наказ, а потом спросить с него. Мне не очень понравилось предложение отказаться от сугубо бюджетного финансирования избирательных кампаний и формировать индивидуальные фонды. Это изначально ставит кандидатов в неравные условия, и мы будем наблюдать  соревнование кошельков, а не личностей и предвыборных программ. Избирателю сложнее будет определить более достойного.

Избирательный участок — не место для политических интриг

Сергей ГАЙДУКЕВИЧ, лидер Либерально-демократической партии Беларуси, претендент в кандидаты на пост президента от ЛДП:
— Ничего особо менять не требуется. Самое главное на сегодня — никого не стесняться и обеспечить максимально открытый подсчет голосов. Но это не значит предоставить наблюдателям право на пересчет бюллетеней, как требуют некоторые. Избирательные участки не должны становиться местом для политических интриг.
Я скептически отношусь к предложению об обязательном включении в участковые комиссии представителей политических партий. У нас более 94 тысяч членов участковых комиссий, а численность некоторых партий такова, что они умещаются на одном диване. Бывают, конечно, недостатки в работе участковых комиссий. Но это лишний раз свидетельствует о том, насколько важно подбирать туда профессионально подготовленных людей, прошедших грамотный инструктаж.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter