Редкий товар

Мировой рынок нефти снова штормит. На прошлой неделе цена за баррель «черного золота» на Нью–Йоркской товарно–сырьевой бирже превысила 72 доллара. Наблюдая за сделками брокеров, автомобилисты замерли...
Мировой рынок нефти снова штормит. На прошлой неделе цена за баррель «черного золота» на Нью–Йоркской товарно–сырьевой бирже превысила 72 доллара. Наблюдая за сделками брокеров, автомобилисты замерли...

Собственно, сам по себе рост цен на нефть мало кого удивляет. Потребление энергоресурсов в мире растет, а геополитическая ситуация тем временем складывается отнюдь не простая. Иранская ядерная проблема, беспорядки в Нигерии, Уго Чавес и его обращения к ОПЕК с просьбой сократить объемы добычи — все эти события, по мнению экспертов, способны подогреть рынок и до более высокой температуры. А тут еще неприятный «бонус» от природы — циклоны в Атлантике, обещающие новые ураганы. В прошлом году печально известные «Катрина» и «Рита» прогулялись по Мексиканскому заливу так, что добыча нефти в этом регионе упала на 10 процентов. Не так давно министру энергетики США Сэмюэлю Бодмену пришлось констатировать, что восстановить утраченные объемы уже не удастся.

Достигнут ли нефтяные цены абсолютного максимума, установленного четверть века назад во время глобального кризиса, связанного с сокращением добычи сырья (тогда, напомним, за баррель нефти платили чуть более 90 «сегодняшних» долларов)? Судя по комментариям аналитиков рынка, такой вариант вполне может иметь место уже в ближайшие месяцы. По крайней мере, цены на бензин в США фактически догнали уровень кризисного 1981 года. Сегодня за галлон топлива (3,78 литра) в Америке платят 3 доллара. Это в «среднем по госпиталю», в мегаполисах горючее обходится дороже. Чтобы сбить цены на топливо, США приостановили пополнение своего стратегического нефтяного резерва, выбросив большее количество нефтепродуктов на внутренний рынок. Такой шаг вполне понятен — начался летний сезон, а значит, спрос на топливо будет повышаться.

Автомобильное лето стартовало и в Европе, где цены на горючее традиционно выше, чем в Америке. Так, в самой автомобильной стране ЕС — Германии — в начале мая бензин АИ–95 стоил 1,51 доллара за литр, дизтопливо — 1,14 доллара. Очевидно, европейские страны, сильно зависящие от нефтяного импорта, обеспокоены очередным скачком цен на рынке «черного золота». Так, министр финансов Франции Тьерри Бретон призвал автолюбителей экономно использовать горючее и даже предложил разместить на бензоколонках объявления, гласящие, что «энергия — это редкий товар, который нужно беречь».

В России, которая, в отличие от Европы, сильно зависит от нефтяного экспорта, цены на бензин пока стабильны. За первую половину мая их рост составил 0,1 процента. После осенней «заморозки», когда российское правительство запретило нефтяным компаниям взвинчивать цены на АЗС, существенных колебаний в «бензиновом» секторе не произошло. Литр дизтоплива в Российской Федерации обходится водителям в среднем в 0,61 доллара, АИ–95 — в 0,68 доллара. В целом с начала года розничные цены на топливо у соседей выросли только на 2 процента. Этому во многом благоприятствовали сверхдоходы нефтяных компаний, полученные от экспортных поставок, а также определенные меры, предпринятые со стороны государства.

В Беларуси же, по данным специалистов концерна «Белнефтехим», розничные цены на нефтепродукты на сегодняшний день составляют около 50 процентов от европейского уровня и примерно соответствуют внутренним российским ценам. Последнее подорожание горючего в стране произошло 10 мая. Розничные цены на продукты, реализуемые через АЗС, выросли на 2,6 процента (1 литр бензина А–76 и дизтоплива подорожал на 30 рублей, АИ–92 и AИ–95 — на 40). В «Белнефтехиме» отмечают, что поддерживать определенную стабильность на внутреннем рынке позволяет увеличение доходов от экспорта продуктов нефтепереработки. По данным Министерства статистики, в январе — апреле этого года Мозырский и Новополоцкий нефтеперерабатывающие заводы увеличили объем выпускаемой продукции на 9,2 процента (напомним, что дизтопливо, выпущенное в Беларуси, большей частью экспортируется в страны Евросоюза). За этот же период ПО «Белоруснефть» на 36 процентов увеличило поставки сырой нефти за пределы страны...

Аналитики полагают, что, несмотря на колебания, которые происходят на мировом нефтяном рынке, до осени (когда в стране завершится уборочная кампания) подорожания топлива скорее всего не произойдет. Поэтому ближайшие три месяца, судя по всему, белорусские автомобилисты могут спать спокойно, не забывая, правда, о том, что «энергия — редкий товар, который нужно беречь».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter