В Брестской области по-прежнему сложно купить озерную и речную рыбу

Редкая щука доплывет до прилавка

Каналы на месте бывших торфоразработок в Жабинковском районе преподнесли нынешней зимой подарок рыбакам. Сначала мороз, потом — оттепель. Рыба стала выходить к поверхности воды. Любителям легкого лова оставалось только прорубить лунку и выгребать трофей руками. Щуку, плотву, линя, канадского сомика... Рыбу почти диковинную для обывателя, приученного к традиционным карпам из рыбхозов. В продаже такое богатство бывает редко. А ведь на Брестчине более сотни водных объектов арендованы для рыбоводства, промыслового и платного любительского рыболовства. Почему же нет разнообразия в рыбных рядах?

Государственной программой развития рыбохозяйственной деятельности доведено, кому и где нужно было произвести и выловить на Брестчине в 2015 году 1.819 тонн рыбы. Задание провалено.

Не получилось с выращиванием африканского сома в Березовском районе. Проект заморожен инвестором. Минус план по этой рыбе (1.400 тонн), остается 419. А результат по итогам года — всего–то 238 тонн... В том числе 69 тонн озерно–речной вместо запланированных 104.

В Брестском районе, где у 13 арендаторов 566 гектаров водоемов для рыбоводства, выловили, как написано в отчете, 76 тонн. А в Каменецком (у 22 арендаторов 270 гектаров) — 24 тонны. Негусто.



Вряд ли абсолютно все арендаторы–рыбоводы стоят на службе у природы, щадя и приумножая водные богатства. Или, может быть, в водоемах перестала водиться рыба?

Тема сложная. Что ни человек — свое мнение. Вот и в Брестском облисполкоме говорят: много нюансов. Но меня как покупателя интересует только один: зачем водоемам арендаторы, если мы не видим в продаже их продукции?

Исполняющий обязанности председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома Сергей Буткевич краток:

— У водоема должен быть хозяин.

Знакомый мне брестский рыбак Александр соглашается:

— Хорошо, пусть будет хозяин. Я согласен платить. Но создайте мне условия. Больше не езжу на платные водоемы, потому что не готов выкладывать 100 — 200 тысяч рублей за сомнительное удовольствие пробираться сквозь кусты к воде по нерасчищенному берегу. Условий для культурной рыбалки практически нет. Да и надежда на улов призрачная.


Виды аренды, к сведению, бывают разные.

Первый. Арендуется озеро или кусок речки для промыслового лова и платного любительского рыболовства. В этом случае арендатор обязан благоустроить прибрежную территорию, получить лицензию и квоты, платить налоги. Сети при промысловом лове пломбируются в инспекции по охране животного и растительного мира, причем арендатор в нерест не имеет права ловить ими.

Второй. За символическую плату сдаются водоемы для интенсивного выращивания рыбы в искусственных условиях. Это гораздо выгоднее, так как правила ведения рыболовного хозяйства с момента подписания договора аренды действовать перестают. Теоретически водоем превращается в ферму по выращиванию рыбы. Арендатору надлежит запустить малька, кормить, охранять, выловить рыбу и нам ее продать. На деле же рыбак приезжает сюда, платит определенную сумму якобы за рыбу и... садится на берег с удочкой. Фактически — платное любительское рыболовство. Поймал — не поймал, а деньги не возвращаются.

Попробуйте спросить у рыбака, что он думает о таких хозяевах водоемов. Немало услышите эмоциональных обвинений. Во многом справедливых.


Объективности ради скажу, что в Бресте я нашла все–таки на рынке магазин, где торгуют живой рыбой. Карасем, красноперкой, окунем из озера Любань Кобринского района... Не купила. Запах стоит неприятный. Рыба лежит в холодильнике, а не в аквариуме. Ветеринарные документы на улов увидеть не получилось. Ко всему усомнилась, что арендатор, с которым договор заключен недавно, уже успел организовать столь масштабный промысел, раз предлагает рыбу в любом количестве...

И все же. Пусть хоть такой магазинчик, но начало положено. А в Каменецком районе, где в аренду сданы все водоемы, живую озерную рыбу не купишь нигде. Правда, в облсельхозпроде похвалили нескольких арендаторов из Барановичского, Брестского и Ивацевичского районов. Но всего 4 рачительных хозяина на более чем сотню владельцев водоемов — это все же капля в море.

Компетентно

Сергей Штык, заместитель начальника Брестской областной инспекции охраны животного и растительного мира:

— В свое время Жабинковскому райисполкому из–за весомых аргументов экологов не удалось сдать в аренду для рыбоводства выработанные торфоразработки. И рыбы там тьма. В этом рыбаки убедились совсем недавно, с удовольствием выкладывая в интернет фотографии трофеев. А сдали бы в аренду — полоскали бы круглогодично эту воду арендаторы, никого туда не пуская. К сожалению, для некоторых рыбоводные водоемы становятся вотчиной. Еще один аспект. Если бы рыбоводы–частники выполняли норматив Минсельхозпрода из расчета 350 килограммов рыбы на гектар, они бы боролись за место на ярмарках, как это сегодня делают рыбхозы. Но они организуют так называемый самовылов. При том, что находиться посторонним на рыбоводном пруду нельзя по ветеринарно–санитарным правилам. Уверен, если бы люди могли купить рыбу в ассортименте, в том числе выращенную и выловленную многочисленными арендаторами, браконьерство пошло бы на убыль. Да и государство меньше тратило бы валюты на приобретение рыбы заморской.

Цифры

По данным Госинспекции охраны животного и растительного мира, промыслом и организацией платного любительского рыболовства в стране занимаются 146 арендаторов, рыбоводством — 434.

В аренду и обратно


Сегодня очевидно, что некоторые водоемы были сданы в аренду райисполкомами Брестчины не самым рачительным людям. Итог: в 2015 году договоры расторгнуты с 15 предпринимателями и организациями.

Распрощалось с временным хозяином и известное Споровское озеро. Сейчас сотрудники областного комитета по борьбе с коррупцией проводят проверку обстоятельств заключения договора.

Напомним, местные жители и фирма «ГлобалСтройГрупп» не поделили уникальный водоем, в котором веками рыбы хватало всем и каждому. Однако конфликт, описанный в публикации «Волна на Споровском озере» («СБ» за 7 мая 2015 года), не заглох. Активизировались местные браконьеры, воодушевленные победой над предпринимателем.

Исполняющий обязанности председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома Сергей Буткевич считает, что выход из положения надо найти в ближайшее время: «Есть такая юридическая форма — самоуправление. Местные жители могли бы организоваться и взять озеро в аренду».

valentinak3@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 47 (24929). Вторник, 15 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter