«Речные волки» из Лоева

Браконьерам, контрабандистам  и  нелегалам  на  белорусско-украинской  границе  противостоят  «Гепарды»  и  «Аисты»

Браконьерам, контрабандистам  и  нелегалам  на  белорусско-украинской  границе  противостоят  «Гепарды»  и  «Аисты»

Суббота. Четыре утра. Я зябну на самом необычном из всех белорусских причалов: именно здесь, в Лоеве, расквартировалась единственная в республике группа пограничных катеров. График их выхода на дежурство держится в секрете и известен только командиру — капитану второго ранга Сергею Козелько. Техника готова, приказ на охрану госграницы отдан – «Полный вперед!». Два резвых катера: «Аист» и юркая амфибия «Гепард» — оставляют далеко позади стальную баржу-пристань. 

Бумеранг – вот на что похоже место слияния Сожа c Днепром. Последний забирает всю силу притока и устремляется дальше на запад, прорезая водную границу между двумя государствами. Признаться, выглядит она весьма условно. С набережной Лоева до украинской территории при желании можно добросить камнем — так близко. 

Простите, а где же граница? Она проходит прямо по фарватеру реки, проще говоря, по судоходной ее части. Видите, на повороте стоит бакен (ярко-красный буй), там – другой, за ним — третий, четвертый… Условная линия между ними и есть государственная граница Республики Беларусь. Почти сто пятьдесят километров водной глади – таков участок, вверенный лоевской группе пограничных катеров: 30 – по Сожу и еще около 120 – по Днепру. Отраженное в воде небо, речной бриз и пышная зелень по обе стороны. Тишина. Покой. 

— Это только кажется. Жизнь в приграничье бурлит, и ухо здесь нужно держать востро, иначе жди неприятностей, — рассказывает капитан третьего ранга Сергей Каменец, старший помощник командира группы. – Порыбачить на Днепр круглый год едут рыбаки со всей области, но забывают, что Лоевщина – приграничная зона. Хочешь посидеть с удочкой, понежиться на  берегу или искупаться – будь любезен, сначала получи пропуск, согласуй время, место и цель пребывания, предъяви паспорт и документы на лодку. В противном случае – административный протокол, суд и штраф. Порядок-то знают все, но вот как выполняют… 

По курсу – ни одного подозрительного борта: то тут, то там изредка блеснет на берегу удочка. М-да, не повезло. Я угодил в самый сезон «штиля»: с 9 апреля по 9 июня действует запрет на ловлю рыбы. Да и эта весна многих напугала штрафами: если остановят на реке с сетью или электроудочкой – вынь да положь 640 тысяч рублей. И это минимум. 

Перестрелки, сирены и погони на предельных скоростях – всего этого за шесть лет существования группы не было ни разу. Катера военные, патроны в автоматах — боевые... Но вывернуться нарушители пытаются все равно. Раз взяли на Днепре двоих с электроудочкой: улова на дне лодки – не на один протокол. Вызвали рыбоохрану. Пока суд да дело, браконьеры взялись выбрасывать рыбу за борт: благо вовремя заметили... Через трое суток на том же месте задерживают тех же «фокусников»! Штрафы, протоколы, разбирательство. «Это ж надо, 25 лет браконьерю, а попадаюсь второй раз, и второй — на Днепре», — скрежетал зубами задержанный.  

— Было время, из Украины в Беларусь пытались незаконно переправлять рыбу. Ловили на Киевском водохранилище, сбывать пробовали на рынках Гомеля и Речицы. Несколько удачных операций – и канал «захлебнулся». Такая же участь ожидала украинских наркокурьеров, продавцов косметики и «серых» поставщиков стройматериалов, которые в обход пытались провезти груз по чернобыльской трассе, — вспоминает Сергей Козелько, командир группы пограничных катеров Гомельского погранотряда. – Близ деревни Верхние Жары брали троих афганцев с проводником. Середина реки, лодка с мотором. «Откуда и куда?» — «К друзьям приехали порыбачить». Документов при себе никаких – доставили в отряд, а после разбирательства депортировали в Россию. Потом уже выяснилось, что метили гости в Германию. 

…На часах – 11.00. Мы «отутюжили» свой участок реки вдоль и поперек – чисто! Значит, возвращаемся. А ведь бывает по-другому: в дозоре пограничникам приходится проводить по трое, четверо, пятеро суток. Дозаправка и провиант – на береговых базах, но не это самое тяжелое. Летом две «смерти» – жара и полчища комаров. Зимой – ледяные торосы (бугристые полутораметровые наледи) – самые коварные враги «Гепардов» на воздушных подушках. Не объехать их, не перепрыгнуть.     

«Морскими волками» не рождаются. Становятся. Кому-то повезло больше – учился в Гомельском училище речного флота. Кому-то меньше – азы судоходного дела начал постигать уже по прибытии на границу. Благо сама атмосфера и все условия к тому располагают: не подполковник, а капитан второго ранга, не майор, а старпом, не прапорщик, а мичман. Есть здесь и каюты, и кают-компании, и камбузы, и кубрики, и даже кок. Есть и то, что старина Роберт Льюис Стивенсон в свои времена едва ли мог предполагать. 

— С украинскими пограничниками мы вроде как охраняем один и тот же рубеж. За столько лет службы бок о бок много знаем друг о друге. Но дружба на границе – штука сложная: и им, и нам по уставу запрещено общаться с коллегами на «той» стороне. Встретимся катерами на рейде — и пройдем друг мимо друга. Ни слова. Ни жеста. Ни знака, — рассказывает мичман Александр Федченко. – Впрочем, все уставы и протоколы бессильны перед горем. Когда в мае 2002 года посреди Днепра перевернулись на лодке украинский майор-пограничник с сыном, без промедления прибыли на место и помогали в поисках. Тело мужчины нашли сразу, мальчика – только через месяц. 

…После суточного дежурства в составе группы решил: «Все, с меня хватит!» С выходными в календаре госграницы явный дефицит: что ни сутки – новый рейд, задержания, протоколы. Ей-богу, не пожалею времени и обязательно приеду в Лоев 28 мая, чтобы увидеть, как отдыхают в свой праздник эти неутомимые люди. Как сияют на черных кителях золотые нашивки и позвякивают в парадном строю кортики. 

Лоев—Минск

----------------

Это факт

На белорусско-украинском участке границы действуют пункты упрощенного пропуска для родственников и свояков, живущих на разных берегах Днепра. Несколько раз в сутки здесь курсирует специальный катер.

Цифра 

За шесть лет группа пограничных катеров Гомельского погранотряда задержала более 900 нарушителей пограничного законодательства. Сто из них – с начала этого года. 

Любопытно 

Звенья пограничных катеров с 2005 года охраняют участки государственной границы на Немане, Западной Двине и Горыни.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter