Речной флот – на стрежень

Наступил новый навигационный сезон. Движение по водным артериям набирает обороты. Как будет развиваться водный транспорт России?

Наступил новый навигационный сезон. Движение по водным артериям набирает обороты. Как будет развиваться водный транспорт России?

По словам премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, сказанным на заседании правительства, за последние десятилетия ситуация в области внутренних водных сообщений стала существенно хуже, чем это было в прежний период. Под словами премьер-министра, подразумевается замедление скорости судов, уменьшение их загрузки, что делает неконкурентоспособным использование рек как водных артерий. Во многом такая ситуация сложилась из-за длительного недофинансирования инфраструктуры. Недостаточно активно приходят в отрасль и частные инвестиции.

«В современных условиях, когда четверть дорог федерального значения систематически перегружена, железнодорожный транспорт работает с максимальной загрузкой, необходимо рационально использовать естественные коммуникационные возможности, а именно – внутренний водный транспорт», – таково мнение Дмитрия Медведева. Например, в крупнейших промышленных странах Европы, в Германии и во Франции, водными путями доставляются 10% общего объема грузов, несмотря на развитую сеть автодорог.

В России эксплуатируемая сеть внутренних водных путей составляет 101 тысячу км. Общая грузоподъемность флота – более 8 млн тонн, численность судов – около 14 тысяч единиц. На внутренних водных путях расположено более 130 портов, в отрасли работает порядка 100 тысяч человек.

За последние 20 лет протяженность российских внутренних водных путей с гарантированными глубинами сократилась почти на треть – их снижение произошло на протяжении 27 тысяч км. Более 10% судоходных гидротехнических сооружений сегодня имеют неудовлетворительный или же опасный уровень безопасности. Средний возраст грузового флота составляет 32 года, пассажирского – 33, а если говорить о туристических судах, то этот возраст еще выше – более 40 лет.

Еще одна проблема – большинство портовых сооружений введено в эксплуатацию более 35 лет назад и многие из них требуют проведения капитального ремонта. На внутренних водных путях практически отсутствуют терминалы и логистические центры. В довершение – дефицит кадров, особенно плавсостава, и относительно низкая социальная защищенность работников.

Таким образом, современное состояние отрасли в ряде случаев не позволяет оказывать услуги, соответствующие запросам. Суммарные потери речного флота России составляют более 40 млн тонн в год.

Экспертная оценка ситуации в отрасли выглядит так – ввиду длительных сроков окупаемости инвестиций в строительство судов и в общем-то относительно низкого уровня рентабельности судоходного бизнеса, особенно в российских климатических условиях, без эффективных мер государственной поддержки создание современного внутреннего водного флота практически не представляется возможным. Для исправления ситуации Минтрансом России подготовлен проект стратегии развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года. При рассмотрении проекта на заседании правительства особое внимание было уделено вопросу финансирования программных мероприятий проекта.

В проекте также определены соответствующие цели развития – создание условий для перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта, обеспечение конкурентоспособности, повышение доступности и обеспечение социальной функции при перевозке пассажиров, а также повышение уровня безопасности.

Развитие водного транспорта позволит решить задачу снятия сезонной нагрузки на инфраструктуру железнодорожного и автомобильного транспорта и задачу повышения транспортной доступности в районах Сибири и Крайнего Севера – таково мнение члена Экспертного совета при Правительстве России, генерального директора группы компаний Globaltrans Сергея Мальцева.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter