Интерактивный пол, виртуальная песочница — что еще необычного в Республиканском детском центре медреабилитации

Ребятам здесь интересно

Максим ловко выжимает педали на эллипсоиде, десять раз кряду попадает в баскетбольное кольцо, размеренно шагает по беговой дорожке. Ему недавно исполнилось 17, он доброжелательный, внимательный и сообразительный. Но, к сожалению, не разговаривает. Виной тому — умеренное отставание в развитии. В результате занятий проскальзывают отдельные слова, но подобные болезни полностью искоренить почти невозможно. Между тем можно поддерживать состояние, корректировать и улучшать. Для этого около 550 детишек в год с похожими проблемами, как у Максима, приезжают со всей страны в Республиканский детский центр медреабилитации — на озерную Мядельщину.

Инструктор адаптивной физкультуры Павел Кобяк с пациентом Максимом.

Плюсы для развития

Попасть сюда просто: выписывают направление местные врачи, а помощь для пациента абсолютно бесплатная. Максим с мамой Татьяной Годяевой — из Борисова. Они здесь впервые, и впечатление от пребывания самое приятное. 

— Нас очень хорошо приняли, весь персонал доброжелательный и внимательный, — подмечает Татьяна. — Проводим третью неделю, даже не хочется уезжать. Тут всегда есть чем заняться, главное, это идет сыну на пользу. В игровой комнате он обожает пазлы, купается в сухом бассейне. Охотно мастерит поделки в трудовых мастерских, ходит вечером на дискотеку. В спортивном зале не слезает с тренажеров. А также, конечно, результативная работа с психологом, дефектологом.

Максим чаще молчит, но все понимает. И когда занятия вызывают особое восхищение — звучно восклицает. Пусть эти междометия односложные, но они лучше всего передают восторг юноши. Максим вежливо распахнул дверь, пропуская меня вперед.


— Он всегда у нас такой обходительный, — улыбается мама. — В Борисове уже около 12 лет занимается в коррекционном центре, проводит там целый день и прослыл первым помощником. Получаю только приятные отзывы. Команда этого учреждения стала для нашей семьи родной, особо теплые слова благодарности нашему учителю Марине Стародворской.

Максим дома тоже не сидит без дела. Рисует, освоил компьютер, помогает по хозяйству. В Республиканском детском центре медреабилитации он любимчик, потому что послушный и старательный.

— Здесь отношение к детям и взрослым самое чуткое, — не скупится на похвалу мама. — Если доведется приехать еще раз, то обязательно это сделаем с большим желанием и настроением.

Познают мир и учатся общаться

Республиканский детский центр медреабилитации создан в 2016 году, раньше он был пульмонологическим. По-прежнему здесь есть отделение для маленьких пациентов с болезнями органов дыхания. И 30 мест — для детишек с расстройством психики: таких с момента открытия пролечилось свыше 3,5 тысячи. Размещение максимально удобное — в трехэтажном здании на первых двух этажах подопечные живут, а на третьем проходят реабилитацию.

Причем в нашем центре блочная система проживания, — конкретизирует главный врач Светлана Масловская. — В блоке две семьи, это тоже помогает социализации, коммуникации детей. Наши пациенты с разными диагнозами, в том числе и по степени тяжести. Но мультидисциплинарная бригада, в которой психологи, учителя-дефектологи, детский психиатр, реабилитолог, физиотерапевт, инструкторы-методисты по адаптивной физкультуре, обязательно находит способ улучшить состояние пациента.


Специалисты используют разнообразные методики. К примеру, АВА-терапию, которая основывается на знании законов поведения. Или флортайм-терапию, где в приоритете игра. В распорядке дня массаж, ЛФК, водные процедуры, ванны, подводный и циркулярный души, занятия в игровой комнате, спортивном зале, на стадионе и даже иппотерапия — недалеко от медцентра турбаза с конефермой. Светлана Масловская акцентирует внимание:

— Наша новая гордость — интерактивное оборудование, которое получили в 2023 году за счет средств, собранных во время республиканской благотворительной акции «Наши дети». В результате приобрели умное зеркало, интерактивные пол, панель, песочницу, которая превращается в стол-трансформер. Плюс дидактический материал — на все выделено около 56 тысяч рублей. Это оснащение позволило улучшить качество помощи.

Дети быстро привыкают к современным интерактивным устройствам. Изучают на них животных, игрушки, цвета, счет, осваивают модели правильного поведения в различных жизненных ситуациях. Главный врач подчеркивает: важно, чтобы эти навыки родители и дальше развивали в своем ребенке, тогда эффект будет долгосрочным.

Загнать мяч в ворота

А вот мы и возле интерактивного оборудования. Прошусь поближе познакомиться с умным зеркалом — напоминает огромный планшет с разнообразными программами. Учитель-дефектолог Ирина Апелинская уточняет:

— Полезных опций здесь много. Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики, звукопроизношение, звуковой анализ и синтез, фонематический слух… Давайте выберем дыхательную гимнастику.

Нажимаем «плей» — и дети получают вводные от компьютерного помощника: «Попробуй загнать мяч в ворота, подуй на него». Ребята увлечены, а педагог хитро подмигивает. В это время их мозг интенсивно работает, дети развивают зрительную реакцию, учатся понимать инструкции.


Следующее приключение их ждет в виртуальной песочнице. Компьютерный помощник дает задание: «Строим вулкан: сделай высокую горку и подожди, пока начнется извержение». Одним движением руки умная песочница может преобразовываться в стол-трансформер — еще одна ее возможность. Для детей также могут провести удивительный квест на интерактивном полу — «волшебным» образом (а на самом деле так работает сочетание современных цифровых и проекционных технологий) они попадают в страну пяти Зазеркалий. Психолог Татьяна Кремис объясняет:

— Все задания развивающие, повышают внимание, память, усидчивость, выдержку, улучшают дисциплину. Один ребенок на получасовых занятиях не мог высидеть и пяти минут, а теперь намного более усидчив. Некоторые дети даже непростые головоломки решают.

Физкультура и полезная еда

В спортивном зале дети крутят педали, ходят по дорожке, играют в мяч, занимаются на эллипсоиде. Они могут быть гиперактивными, а выдержка, концентрация внимания отсутствуют. Инструктор Павел Кобяк делится одной историей:

— Папа с мальчиком каждое утро пробегали по пять километров. А на дорожке ребенок сразу не мог освоиться, потому что здесь нельзя оглядываться, останавливаться. Между тем беговая дорожка хорошо корректирует ходьбу, развивает мышечную память, улучшает зрительную реакцию.


Спускаемся на первый этаж. Ароматы потрясающие. Где-то поблизости столовая — повар Олесия Раецкая только что приготовила суп-лапшу на курином бульоне, гречневую кашу, отварных цыплят. Для пациентов шестиразовое питание, разнообразное меню с уменьшенным количеством сахара, уточняет диетсестра Лилия Печенко:

— Некоторые детишки не могут жевать, нуждаются в диетах, поэтому каждому готовим необходимый рацион. Ведь главное для нас — помочь им восстановиться.


basikirskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter