Ребусы вокруг нас требуют разгадки

Удивительное рядом. В журналистской практике подтверждение этому нахожу нередко...

Удивительное рядом. В журналистской практике подтверждение этому нахожу нередко. Необычные, порой странные сооружения и предметы непонятного назначения можно встретить в самых неожиданных местах. Мимо некоторых мы ходим каждый день — привыкли и перестали замечать. Иные спрятаны там, где, казалось бы, все изучено. А иногда у вполне обычных с виду объектов обнаруживается «второе дно».


Подборка о таких явлениях на Гомельщине, собранная из личных впечатлений, не претендует на полноту. Каждая поездка по региону может добавить новые объекты в эту необычную копилку.


Пирамида над Днепром


Неподалеку от санатория «Приднепровский» в Рогачевском районе стоит замшелая пирамида с усеченной верхушкой. Чем–то напоминает сооружения майя. Только меньше — сантиметров 175 в высоту. Никому не мешает, в глаза не бросается — торчит тихонько у задних ворот санатория. Пользы от нее особой нет, вреда — тоже. На одну грань краской нанесли план территории — вроде как объект при деле. Но явно ведь не для этого создавал его неведомый зодчий...


Сколько лет этой бетонной штуковине, при каких обстоятельствах она здесь появилась — доподлинно неизвестно. В администрации санатория по этому поводу не ломают голову — других забот хватает. Отдыхающие в большинстве и вовсе не подозревают о ее существовании — не всякий ходит в ту сторону. Те, у кого я спрашивал, предположили, что это какая–то «техническая конструкция». Вроде как при прежнем главном враче уже была — значит, стоит тут не менее 10 лет. Потом, посовещавшись, выдвинули версию, что это — перевернутый дозатор от старой котельной...


Фанаты фортификации, конечно, по снимку уже догадались. Пирамидка–то родом из 1943–го, когда шло освобождение района. «Планом местности» у санатория работает немецкий противотанковый надолб. Подобные глыбы обычно рядами устанавливали на танкоопасных направлениях. Как сюда попал этот — остается догадываться. Ничего подобного поблизости больше не найдено.


Памятник с «двойным дном»


Некоторые предметы обстановки, окружающие нас с детства, не так однозначны, как кажется. Посреди городского поселка Лельчицы возвышается памятник Ленину. На постаменте, покрашен серебрянкой. О том, что не все тут просто, мне рассказал местный учитель истории Виктор Чунин.


Подвох — в постаменте. Внутри он пустой. В 1941–м, когда пришли немцы, памятник они сбросили, куда дели — неизвестно. А пьедестал решили применить с пользой — прорубили по углам бойницы, поставили пулеметы. Получилась долговременная огневая точка. В ноябре 1942–го Лельчицы захватили партизаны Сидора Ковпака. Дот при этом расстреляли из пушек–сорокапяток.


После войны постамент отремонтировали, вход и бойницы заделали, сверху водрузили новый памятник. О том, что было под ним, постепенно забылось.


Царь–чушка


Во многих населенных пунктах нынче что–нибудь стоит на постаментах. Где — бутафорские танки и пушки, где — цементные памятники... В агрогородке Широкое Буда–Кошелевского района перед сельсоветом красуется предмет сугубо аутентичный, настоящий: добротный железный агрегат на литых колесах. Явно старинный. Еще бы знать, что это...


Устройство в высоту сантиметров 165, очень массивное. Тяжелые колеса системой передач связаны с хитрым механизмом внутри ребристого корпуса. От коррозии, несмотря на преклонные годы, сооружение почти не пострадало. В сельсовете рассказали, что штуковину эту установили несколько лет назад. Просто потому, что красивая и внушительная.


О назначении железки мнения расходятся. К корпусу заклепками крепится жестяная табличка, которая могла бы что–то объяснить. Но она надежно закрашена черной краской. Сколько ни опрашивал людей — одни догадки: «из колхозного гаража притащили», «паровая мельница», «удобрения измельчать». У молодежи возникли ассоциации с римской боевой колесницей. Историки вообще не в курсе.


Свет на загадочный предмет пролил прораб местного сельхозпредприятия Сергей Заливанский:


— Да это ж камнедробилка!


Его версия похожа на правду. Тем более что у местной помещицы Ванды Селистровской до революции был кирпичный завод. Агрегат на конной тяге — лошади тащат, колеса вращаются, приводя в движение расположенный внутри механизм, который перемалывает камни или месит глину... Впрочем, возможно, кто–то предложит другой вариант?..


Несколько лет назад Заливанский вместе с бывшим председателем сельсовета Александром Герасимчуком лично участвовал в установке этого необычного «памятника». Говорит, в буквальном смысле откопали в бывшей усадьбе местной помещицы. Рассудили, что нельзя пропадать такой вещи. До деревни тащили трактором. Отчистили, покрасили и применили в качестве «малой архитектурной формы».


Крест на память


В городе Туров в Житковичском районе есть знаменитая Замковая гора. На самой горе стоит только памятник Кириллу Туровскому, современный. Из древностей — под горой остатки церкви, разрушенной землетрясением в XIII веке. Нынче не всякий даже из местных жителей вспомнит, что неподалеку от памятника под землей спрятано нечто странное.


В 2004–м археологи откопали на горе «крест». Это не те каменные образования, которые «растут из земли» (они, к слову, есть не только в Турове и тоже представляют большой интерес). Находка имела явно рукотворное происхождение и представляла собой горизонтальное крестообразное сооружение из кирпича шириной 7 на 7 метров. Если о назначении других сделанных тогда находок историкам голову особо ломать не пришлось, то с этим возникли проблемы. Научный сотрудник Института истории Академии наук профессор Петр Лысенко, посвятивший значительную часть карьеры истории Турова, рассказывал, что о других подобных постройках в мире неизвестно.


А в сентябре 2008–го странный артефакт «законсервировали». Читай: снова закопали. Для сохранности. Мы рассказывали об этом («Концы в землю», «СБ» за 24 декабря 2008 года).


В местном музее на днях заверили: про постройку помним, не потеряется. Искренне надеются дожить до того дня, когда найдутся деньги на ее «расконсервацию» и тщательное исследование.


Кстати, в 2005–м, когда туровский исторический комплекс торжественно представляли широкой публике, гости (я в том числе) снимали в основном представительные делегации на фоне современного памятника. Скромный с виду древний «крест» каким–то чудом упорно не попадал в кадр. Единственное его фото до «консервации» удалось найти в архиве Института истории. Спасибо профессору Лысенко.


Что варила «кухня»?


Очередной ребус подбросил лельчицкий учитель Чунин. Он давно и увлеченно исследует остатки настоящей «линии Сталина» в Лельчицком районе. Ну с дотами и сопутствующей инфраструктурой все более–менее понятно. Хотя встречаются любопытные феномены вроде укреплений, приспособленных сельчанами под хозпостройки (как в деревнях Первомайск или Ручное). А вот объект, расположенный в лесу между четырех дотов, пока никак не удается идентифицировать.


Сверху выглядит невзрачно — как прямоугольное отверстие в земле. Под землей — бункер 10 на 10 метров с бетонным полом, прочими «особенностями». Местные старики называли это место «кухней». Почему — никто не помнит. При этом в документации 1937 года, когда строились укрепления, упоминаний про объект нет...


Точные координаты Чунин не называет — сборщики металлолома разграбили уже многие довоенные сооружения. Но исследовать «кухню» надо.


Фото автора, Петра ЛЫСЕНКО и Виктора ЧУНИНА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter