Художник Федор Шурмелев стирает грань между мифом и реальностью

Ребус мастерства

Мастер производственного обучения кафедры графики Белорусской государственной академии искусств Федор Шурмелев не только обучает студентов, но и сам активно занимается творчеством, участвует в престижных выставках и конкурсах в разных странах. Свою новую книгу собирается декорировать кожей... дракона! А под занавес 2019 года получил в Бресте престижную премию СНГ — «Содружество дебютов».


— Федор, БГАИ стала победителем национального конкурса «Искусство книги — 2019» в тематической номинации «АРТ-книга». А вы победили на уровне СНГ. Расскажите о своей работе, которую столь высоко оценило жюри.

— Главный критерий для номинантов — значимость творчества для культуры стран СНГ. Но, как выяснилось, мало создавать и творить. Чтобы о тебе узнали за пределами страны, нужно не стесняться заявлять о своих успехах. Хотелось бы сказать спасибо руководству нашей академии, особенно ректору Михаилу Григорьевичу Борозне, за поддержку, за то, что помогли собрать и оформить все документы для конкурса на уровне стран Содружества.

Книга «Величие и слава Могилевщины. Слава Беларуси и России» — совместный проект с известным историком и парламентарием Игорем Марзалюком. Он наполнял книгу содержанием, за дизайн отвечал Всеволод Свентоховский, а я — за иллюстрации. Страницы красочной книги украшают офорты 13 деятелей культуры родом из Могилева, которые повлияли на развитие Беларуси и России. Работа над этим проектом стала для меня своего рода вызовом: сроки были сжатыми, тема — серьезной. И я был сжат, как пружина, думал, справлюсь ли я с такой серьезной темой, успею ли все сделать на достойном уровне и за короткий срок... В итоге все получилось!

— Вы помогаете студентам осваивать мастерство печатной графики. Легко находить общий язык с учениками, которые всего на несколько лет младше?

— Когда живешь искусством, все можно рассматривать как творческий процесс. У нас на занятиях постоянный эксперимент, поэтому никогда не бывает скучно. Преподавать я стал на последних курсах своей учебы. Поэтому первым делом в отделе кадров забрал документ, где черным по белому было написано, что я — сотрудник академии искусств. Но вы же представляете, что со стороны я все равно смотрелся как студент: на вахте не всегда хотели выдавать ключи от мастерской, сверялись со списками, смотрели с подозрением. Может быть, в моем случае «преподаватель» звучит громко. Я — мастер производственного обучения. Это значит, что я помогаю студенткам, практически своим ровесникам, разобраться с печатью, техниками.

— На одной из ваших выставок зрители через книжную графику познакомились с миром древнегреческих мифов. Вы часто обращаетесь к мифологии за вдохновением?

— Создание мифов было первым шагом человека в творчестве и познании самого себя. Древние легенды оказали огромное влияние на все мировое искусство. Мне эта тема близка. Недавно на выставке в Витебске я представлял работы в виде офортов к книгам «Тесей и Минотавр» и «Древнегреческие мифы о знаках зодиака». К слову, на конкурсе-выставке «Art-Прадмова 2019» мою работу признали лучшей в номинации «Книга как вид искусства».

К победе меня привел необычный дизайн книги. Она оформлена рамой. При желании ее, как картину, можно разместить на стене. Под обложкой из оргстекла просматривается титульный лист. Внутри — семь офортов, которые легко достаются. При таком дизайне, если «титульник» наскучит, его можно поменять в любой момент на другой вариант.

Но для меня важнее то, что мои работы ведут вдумчивого наблюдателя через лабиринт древнегреческого мифологического восприятия. Каждый прочитывает эти истории по-своему. Обычно зрителей не пугают мифологические создания, рожденные уже моей фантазией. Приятно, когда считывают идею, которую я заложил в работу. Офорты — своеобразный ребус, который нужно разгадать. В этом их магия. В созерцание офортов можно погружаться бесконечно, ведь в технике их создания используется множество приемов, которые помогают им быть многослойными, глубокими и изменчивыми. Неудивительно, что и работа над офортом тонкая, трудоемкая, долгая. На одно произведение в среднем уходит месяц.

— Сейчас активно развивается компьютерная графика. Не составляет ли она конкуренцию традиционному искусству?

— То, что можно сделать на компьютере, руками не сотворишь. И наоборот — то, что вживую на холсте или бумаге воплощает твоя рука, которой, кажется порой, ведет неведомая сила свыше, никакая специальная программа не повторит. Я не чувствую конкуренции, потому что делаю совсем другие вещи.

С удовольствием смотрю на плакаты современных белорусских дизайнеров. Сильные работы были представлены осенью в Минске на III Белорусском триеннале графического дизайна. В стране очень сильная школа плаката. В академии искусств сохранили лучшие традиции этого искусства и приумножили их. В своих работах я стремлюсь к такой же лаконичности и выразительности, которую передают плакаты. Ведь плакаты — это не только техника, но и мысль, образ, чувство.

— На вашей страничке в Фейсбуке прочитала, что бельгийский журнал Graphia сделал выпуск, посвященный вашему творчеству. Расскажите, откуда такой интерес к молодому белорусскому мастеру?

— Каждый год в Германии проходит конгресс, на который собираются художники, коллекционеры, знатоки и любители гравюры малых форм. Туда привозят из разных стран много специальных книг, журналов и сборников, посвященных гравюре и экслибрису. Участвую в этом мероприятии с 2017 года. В прошлом году фортуна мне улыбнулась, мои работы заметили. Действительно, бельгийский журнал Graphia сделал выпуск, посвященный моему творчеству. К изданию прилагается оригинал моего оттиска. Я специально сделал новую работу и напечатал ее самым большим тиражом — 320 экземпляров с одной пластины. Теперь у коллекционеров в разных точках земли есть журнал с оригиналом моей работы.

— Кстати, вы активный пользователь соцсетей?

— В этом плане я немного «буксую». Хотелось бы активнее знакомить подписчиков со своими работами в инстаграм, Фейсбуке, вконтакте. Есть сфотографированные и обработанные работы, но не хватает времени выложить их в соцсети. Я больше сосредоточен на создании новых произведений. Хотя, судя по обратной связи, мои работы подписчикам интересны. Мне приходят слова поддержки, благодарности. Однако офорт, конечно, производит особое впечатление вживую. На экране смартфона эта магия рассеивается.


— Над чем сейчас работаете?

— В последнее время меня привлекает техника литографии. В отличие от офорта она дарит возможность выхода на большой формат. В Беларуси литография развивается благодаря редким художникам и мастерам-печатникам, которые еще не утратили навыков этой сложнейшей техники. Процесс создания графических листов в технике литографии очень трудоемкий, почти на всех этапах ручной. Преподаватель БГАИ Андрей Ярошевич перенимал мастерство у Дмитрия Молоткова, а он, в свою очередь, помогает мне развивать и совершенствовать эту технику.

Параллельно продолжаю работу над оформлением книги «Ясон и Медея». Многие офорты на мистическую тему уже готовы. У этой книги тоже будут необычный дизайн и обложка из оргстекла. Одну книгу хочу декорировать кожей... дракона! На самом деле это кожа крокодила, но, работая с мифической темой, можно немного и «похулиганить», и пофантазировать, и поинтриговать зрителей. У меня много планов, проектов, мыслей, которые хочется осуществить. Я привык много работать, быть в круговороте событий. Это вполне естественно, когда занимаешься тем, что тебе по душе.

kristinahilko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter