Ребус или казус?

Исчезновение с прилавков республиканских газет — тенденция
Больше месяца назад корреспонденты «СБ» сбились с ног, разыскивая центральную прессу на главном вокзале страны в Минске. Статья вызвала большой резонанс. Читатели буквально засыпали редакцию письмами, каждый описывал ситуацию в своем городе. Были и ответы чиновников. Например, и.о. первого заместителя начальника Белорусской железной дороги Николай Дыщенко пообещал взять на особый контроль распространение республиканских газет торговыми точками на вокзалах. Заместитель начальника главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Владимир Мирголовский заверил, что столичные предприниматели готовы реализовывать центральную прессу. Мы решили не только повторить маршрут и посмотреть, что изменилось, но и проанализировать ситуацию в других городах Беларуси.

Исчезновение с прилавков республиканских газет — тенденция

Увы, после выступления «СБ» дело на Минском железнодорожном вокзале с мертвой точки так и не сдвинулось. Как и прежде, длиннющая очередь у киоска «Белсоюзпечати» и то же газетное однообразие у коммерсантов — сканворды, анекдоты, сплетни...

— В новом году мы планируем поставить частникам условие: хотите торговать периодикой — включите в ассортимент и центральные газеты, — рассказывает начальник вокзала Владимир Григорович. — Я сам постоянно покупаю «СБ», другие республиканские издания и считаю, что на государственном вокзале должны продавать серьезную прессу.

Спору нет, частный бизнес — дело хорошее. Жаль, качество предоставляемых услуг порой оставляет желать лучшего... Как–то в Национальном аэропорту «Минск» мне в два часа субботнего дня предложили вчерашнюю газету, да еще по двойной цене. Странно, подумал я, есть ведь «Белсоюзпечать» — самый надежный распространитель печатных СМИ в розницу. Почему не установить еще один киоск, скажем, в зале ожидания?

Затем на проспекте Машерова я попытался купить «СБ». И снова впустую потратил время: на улице длиной 6 километров стоит один–одинешенек киоск. На большинстве остановок не то что газету — талончик на проезд не купишь. Потом побывал на всегда оживленной станции метро «Могилевская»: и здесь прессу днем с огнем не сыскать. Комаровский рынок оккупировали со своими развалами коммерсанты, поэтому ни «СБ», ни «7 дней», ни «Рэспублiку» купить невозможно. В переходе около ГУМа, в помещении, где была «Белсоюзпечать», приютился музыкальный магазинчик.

Приведенные выше факты говорят об одном — не выполняется постановление Совмина N 1812 от 24 ноября 1998 года «О мерах по улучшению обслуживания населения через розничную торговую сеть государственных предприятий «Белсоюзпечать». В нем местным исполнительным властям, комитетам и министерствам было поручено «принять меры по размещению на вокзалах, в аэропортах, на оживленных остановках общественного транспорта киосков «Белсоюзпечать».

— К сожалению, об этом документе в исполкомах и министерствах давно позабыли, — говорит генеральный директор «Белсоюзпечати» Михаил Подгайный. — Напоминаем, но все равно наши киоски оказываются на задворках. Почему? Скажем так, предприниматель эффективными и нехитрыми способами убеждает исполнительные власти решить дилемму — государственный или частный киоск — в свою пользу.

Со своей стороны «Белсоюзпечать» готова сотрудничать с предпринимателями и доставлять газеты прямо в райцентры. Механизм прост: достаточно всего–навсего заключить договор с местным отделением союзпечати и забирать утром заказ в условленном месте. Кстати, обойдется эта услуга не дороже, чем у частных экспедиторов. «Белсоюзпечать» намерена предложить распространителям газет в электричках, которые каждый день ни свет ни заря едут в Минск за свежей прессой, приобретать периодику в своем городе.

А пока частники раздумывают над этими предложениями, компетентным товарищам, думается, пора бы задаться вопросом, кто и на каком основании нарушает права потребителей, лишая их возможности выбора изданий, — и решить наконец этот незамысловатый ребус.

Реквием по прессе

На улицах вместо газет продают искусственные цветы

Во многих регионах киоски «Белсоюзпечати», единственного надежного распространителя периодики в розницу, аккуратно выпроваживают из центра Гродно: убирают с вокзалов, из вузов, больниц, гостиниц. Причем местные власти всегда находят новые аргументы: то сошлются на требования пожарных, то грозят реконструкцией здания, некоторые напрямую заявляют: освободите–ка полезную площадь подобру–поздорову. Свято место пусто, понятное дело, не бывает. На смену тотчас же приходят «комки», в которых вместо свежих газет предлагают таблоиды.

Наша читательница из Новогрудка приводит такой пример: в одночасье киоск «Белсоюзпечати» оказался на окраине автовокзала. Другая — из Гродно — возмущается: на каждой остановке частники продают траурные венки, зато центральную прессу найдешь не везде.

— Еще несколько лет назад наши киоски действительно планомерно убирали из центра, — рассказывает заместитель директора УП «Гроднооблсоюзпечать» Галина Макаревич. — Но в последнее время ситуация изменилась. Исполкомы снова предлагают места на выбор. Например, в Гродно у нас сейчас 74 киоска, около 40 процентов их расположены в центральной части. Но утраченные позиции возвращать ой как непросто.

Никак не возьму в толк, какой резон убирать государственный киоск и ставить вместо него частный? Или нынче принято менять шило на мыло? Наши читатели тоже искренне удивляются этому факту и тонко намекают на толстые обстоятельства: как это с необыкновенной легкостью коммерсантам удается вытеснять государственное предприятие? Остается лишь догадываться...

Андрей ЧЕРНОВ, «СБ».

«Продовольственная» программа

В брестских магазинах можно купить продукты и «СБ»

Центральные белорусские газеты в Бресте сегодня продаются не только в 47 стационарных киосках РУП «Брестоблсоюзпечать», но и в 35 крупнейших продовольственных магазинах. Удобно? Безусловно! Поставить газетный киоск вблизи этих магазинов нет никакой возможности, но именно здесь собирается больше всего народу. Коммерсанты незаметно перекинули свой товар в магазины, и мы начали добавлять в корзину, где обычно лежали хлеб, молоко и т. п., еще и пищу духовную под глянцевой обложкой. Между тем два года назад Президент разрешил продажу в подобных торговых точках и государственных газет. Директор «Брестоблсоюзпечати» Василий Марейко ухватился за предоставленную возможность как за палочку–выручалочку.

— Торговля меня встретила в штыки, — признается Василий Николаевич. — Ведь одно дело продать полупорнографический журнал за 5 тысяч рублей и совершенно другое — 25 государственных газет на ту же сумму. Но меня поддержал облисполком. Мы целый год работали с коммерсантами бок о бок. Они свои журналы продавали, а мы рядом — серьезную прессу. Мы заведомо были в проигрыше. Продавцы магазинов нас явно игнорировали, едва продавая половину нашей продукции. 50 процентов газет изо дня в день забирали, сдавали в макулатуру. Хотя по принятым правилам игры на торговом рынке можно списывать не более 20 процентов продукции. Однако к концу прошлого года мы уже отпраздновали две маленькие победы. Во–первых, определился четкий круг покупателей, уже привыкших к такому сервису. И их с каждым днем все больше. В начале 2004 года выручка облсоюзпечати в продовольственных магазинах составляла 4 миллиона рублей в месяц, в декабре — 30 миллионов. Во–вторых, коммерсанты не выдержали конкуренции и ушли из продовольственных магазинов.

— Помнится, в советские времена вполне хватало уличных газетных киосков...

— Так изданий прибавилось! Киоск советской эпохи был рассчитан на 5 тысяч покупателей и 50 — 60 наименований газет и журналов. А сегодня в обычном киоске на прилавке как минимум 500 изданий. Лежат впритык, выбрать — проблема. Нужно срочно такие киоски менять; там, где это удалось, продажа увеличилась вдвое. Продовольственные магазины — альтернатива киоскам (возможно, временная): там много места, покупатель может взять газету со стеллажа, полистать. Это европейская практика продажи периодики. Другое дело, что стеллажи едва вмещают три десятка газет, а есть — на 96 экземпляров! Они, правда, дорогие, но цель оправдывает средства.

Вот все твердят, что торговля государственными газетами приносит одни убытки. Но мы в прошлом году начали продавать «СБ» — и отнюдь не в убытке, стоило только довести ее реализацию по области до 45 тысяч экземпляров. Таков закон рынка. Есть планка тиража, преодолев которую можно получать прибыль, казалось бы, при заведомо убыточной — менее 400 рублей за экземпляр — цене продукции. В этом году, надеюсь, и другие государственные газеты будем реализовывать не в убыток.

Анатолий ГУРИН, «СБ».

Киоск преткновения

Предметом затянувшегося уже на полгода конфликта между руководством ОАО «Могилевсоюзпечать» и властями Белыничей стал... обычный газетный киоск. Как долго стоял он у местного универмага, никто и не припомнит. Зато на памяти иное: каждый, кто шел в крупнейшую торговую точку райцентра, мог приобрести здесь свежую прессу. Но однажды киоск подняли краном и на машине перевезли в другое место. Оно, правда, неподалеку, но — на безлюдной улице... Покупателей, естественно, значительно убавилось.

— Сразу, как только киоск передвинули, — говорит заместитель директора ОАО «Могилевсоюзпечать» Светлана Касперович, — там вообще ничего не покупали. Зато на 10 — 15 процентов увеличилось количество списываемых экземпляров нераспроданных республиканских газет. По примерным подсчетам, останься киоск на прежнем месте, выручка от торговли (в первую очередь свежей прессой) могла быть больше, чем на 1 миллион рублей в месяц, чем сейчас. В райисполкоме перенос киоска тогда называли «временной мерой» — мол, в универмаге ремонтируют крышу, негоже, чтобы рядом ходили люди, — так и до беды недалеко. Мы с таким доводом согласились. Да вот только ремонт давно закончен, а киоск на прежнее место так и не вернули. Площадка, в обустройство которой мы вложили 2,5 миллиона рублей, пустует.

Есть в Белыничах еще один киоск «Могилевсоюзпечати». Но и туда в поисках республиканской прессы добираться не очень удобно — расположена точка на въезде в город.

Кстати, опальный киоск раньше был конкурентом торговавшим в универмаге книгами и периодикой предпринимателям. Теперь соперников у газетно–журнальных торговцев нет. И торгуют они исключительно дорогими гламурными журналами да «желтыми» газетами...

Павел МИНЧЕНКО, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter