Ребро Адамкуса

Идея Североевропейского газопровода вызывает сильные чувства в Литве и Польше
Идея Североевропейского газопровода вызывает сильные чувства в Литве и Польше

ЕС часто сравнивают с двуликим Янусом — с одной стороны, экономический гигант, а с другой — внешнеполитический карлик. Выступления единым фронтом на международной арене по действительно важным проблемам были скорее исключением, нежели правилом. Достаточно вспомнить, как новую и старую Европу поссорила война в Ираке. А сегодня в европейской семье разгорается новая ссора.

Российский газ отравил отношения Берлина с Вильнюсом и Варшавой. Литовский президент Валдас Адамкус, который в эти дни находился в Германии с государственным визитом, предпринимал отчаянные попытки повернуть вспять Североевропейский газопровод (СЕГ), но его старания поставить вопрос ребром не увенчались успехом так же, как не удалось в свое время развернуть сибирские реки.

В прошлом месяце, напомню, российский «Газпром» и германские «Эон–Рургаз» и «BASF» под одобрительные взгляды Герхарда Шредера и Владимира Путина подписали протокол о намерении провести к 2010 году газопровод по дну Балтийского моря. Таким образом, имевшие место альтернативные проекты «янтарных газопроводов» по территории Литвы и Латвии лопнули как мыльные пузыри, раздутые теми политиками в Вильнюсе и Риге, которые рассчитывали диктовать Москве свои условия. Одним из таких политиков, по–видимому, являлся и Адамкус, поскольку он стал самым главным критиком российско–германской идеи.

Разговор со Шредером в Берлине носил, как пишет «Вельт», «очень откровенный характер», при переводе с дипломатического это означает «серьезные разногласия». Адамкус заявил, что с его страной, являющейся членом европейской семьи, могли бы, по крайней мере, проконсультироваться. На что Шредер заметил, что создание СЕГ — это право частного консорциума, формирующего свои деловые отношения на длительный период времени.

Адамкус сполна использовал в своей игре предвыборные противоречия в Германии. Однако роль, которую сыграла Ангела Меркель, — это роль «доброго полицейского» в сравнении со «злым» — Шредером: лица разные, а цель одна. Критика, которой она подвергла СЕГ, была, как выразилась радиостанция «Дойче велле», и ранее «негромкой». Теперь же Адамкусу придется иметь дело с Меркель–канцлером, а не с Меркель–кандидатом, а это, как говорят в одном черноморском порту, две большие разницы. СЕГ отвечает национальным интересам Германии и выгоден ей.

В Польше тоже с яростью и огорчением отнеслись к газопроводу в частности и Германии в целом. Наиболее резкие журналисты поспешили назвать его «повторением пакта Молотова – Риббентропа». В числе недоброжелателей и недавно избранный президент Лех Качиньский. В интервью, которое вчера опубликовала газета «Бильд», он откровенно пересчитывал обиды, которые наносили и наносят полякам немцы, и строительство Североевропейского газопровода — одна из самых глубоких ран...

После вступления 10 новых стран в Евросоюз культурного многообразия в Европе не прибавилось, зато возросли экономические противоречия и различия, резанул правду–матку Лех Качиньский в интервью германским журналистам. И это уже была соль на раны всего Евросоюза.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter