Реанимация истории

Много ли вы знаете больниц, где возвращают не только телесное здоровье, но и историческую память? “НГ” именно в такую приглашает сегодня

В наследство от Тизенгаузов

Решиться на столь амбициозный проект медиков заставила жизнь. Старинный дворец Тизенгаузов был отдан под больницу в 1950-х. Постепенно вокруг выросли современные корпуса поликлиники и стационара. Дворец же в центре медицинского городка тихо старел — проваливалась крыша, ветшали стены.
— Девять лет назад меня как раз только назначили главврачом, когда мы с главным инженером нашей больницы Натальей Буко пошли по инстанциям, в ответ слышали одно и то же: “Не дело медикам заниматься реставрацией. Подождите 15 лет, в 2015 году дойдет очередь и до вашего дворца. А пока закройте его деревянным забором”. Но, признаться, мне не нравилась такая перспектива: медперсонал и больные зимой и осенью шлепают по лужам вдоль забора, под навесами... Словом, мы приняли решение реставрировать дворец своими силами. И наше решение поддержал исполком, — рассказывает главный врач Поставской центральной районной больницы Владимир Чекавый.
Сегодня, спустя 9 лет, первый этап реставрации уже позади. Снесены все пристройки советских времен, все эти верандочки и флигельки, уродовавшие облик дворца. Заново накрыта крыша, отремонтированы стены, полы, окна... 85 процентов средств на реставрацию (а это порядка 600 миллионов рублей) — это то, что было изыскано райисполкомом, и то, что удавалось заработать больнице. Точнее, то, что оставалось от заработанных больницей денег после удовлетворения всех текущих медицинских потребностей. Причем средства, заработанные больницей за счет платных услуг, составили львиную долю суммы, необходимой для финансирования реставрационных работ.
— Правда, в последние годы Министерство культуры  стало нам активно помогать. — Мне кажется, это надо расценивать как признание заслуг нашего коллектива, — говорит главврач.
Коллектив в районной больнице большой, около девятисот человек персонала, и двадцать врачей из почти ста на волонтерских принципах работают в экспертной группе ЮНЕСКО, собирают и обрабатывают материалы для будущих музейных залов, тесно сотрудничают с историками и археологами.


По Поставам — на гондоле

А спасать действительно есть что. Строительство поставского дворца было начато Антонием Тизенгаузом в конце XVIII века. Дворец возводился в стиле классицизма. Вокруг него был пейзажный парк с ботаническим садом, по которому была проложена система каналов. Восстановить которую, к слову, сегодня очень проблематично — за более чем два столетия сильно понизился уровень грунтовых вод. А в те далекие времена по каналам плавали гондолы, в которых можно было добраться из дворца, к примеру, в костел.
В XIX веке дворец принадлежал внучатому племяннику Антония Константину Тизенгаузу, который и завершил его строительство. Известный ученый-орнитолог, Константин основал во дворце орнитологический музей с несколькими тысячами экспонатов, художественную галерею, где, по некоторым источникам, были даже работы Леонардо да Винчи, Рубенса, Дюрера. В библиотеке Константина, кроме книг по орнитологии, хранились редкие памятники польской письменности, ценные гравюры и семейный архив, начинающийся с XIII века.
Все эти ценности до наших дней, увы, не сохранились — судьба дворца была нелегкой. В его стенах в последние двести лет находилось и кавалерийское училище, и госпиталь — в годы Первой мировой войны, а также сразу после Великой Отечественной войны, и женская гимназия, до 1939 года. Но и сами древние стены представляют немалую ценность. Об этом говорит уже тот факт, что на реконструкцию дворца недавно был выделен гранд ЮНЕСКО.
— В масштабах стоимости реконструкции это небольшие деньги — около 50 миллионов рублей, — поясняет главный врач. — Но это престижно. У нас было много конкурентов, в том числе и такие значимые объекты, как Софийский собор, но гранд решено было отдать все же нам.
Подземелья раскрывают тайны
Сегодня ведется второй этап реконструкции — восстановительные работы в подземельях дворца. Если первый камень в основание дома был заложен более двух столетий назад, то, как полагают ученые, подземелья старше дворца как минимум вдвое. Быть может, подземные ходы даже ровесники Постав, которым минуло шесть столетий. Ведь дворец Антоний начал строить на том самом месте, где стояла деревянная усадьба прежних владельцев Постав. Говорят, тянется эта разветвленная система ходов с толстыми стенами и низкими сводчатыми потолками на десятки километров. Много поколений поставских мальчишек пытались их исследовать, но, чтобы жажда приключений не довела до беды, ходы были заложены кирпичом или попросту завалены.
Пока что историками и археологами исследовано около 100 метров переходов, 20 процентов из которых — под самим дворцом — уже отреставрировано. Подвалы играли когда-то важную роль в жизни дворца. Здесь хранили вино и припасы, здесь жил обслуживающий персонал дворца, здесь была конюшня, где расседлывали и чистили породистых скакунов. И здесь, в подземельях, говорят, скрывались разбитые отряды повстанцев во время восстания Тадеуша Костюшко.
— Во время исследования кладов в подземельях археологи не нашли, — говорит Владимир Чекавый. — Но были найдены многие исторические артефакты. К примеру, кирпичи с гербом Тизенгауза (который, к слову, взят за основу современного герба Постав), а также кирпич с отпечатком детской ножки: так в далеком прошлом мать решила увековечить своего маленького сына или дочь. 
В самое ближайшее время подземные ходы откроют свои тайны туристам. В которых, кстати, дворец не знал недостатка еще до реставрации подвалов. К примеру, в прошлом году имение Тизенгаузов посетило 10 тысяч человек из Беларуси и из-за рубежа. Приезжают экскурсиями, едут самостоятельно, на машинах и даже на велосипедах. Поставский дворец встречает гостей хлебом-солью. Больше года в одном из отреставрированных помещений подземелья работает кафе “У Антония”. Средневековый антураж, блюда традиционной белорусской кухни и невысокие цены сделали кафе одним из обязательных пунктов туристической программы.

Красота спасает

Следующим этапом реставрации станет работа с интерьерами. В обновленном здании разместится администрация больницы, а также три музейных зала, посвященных истории дворца, Постав, рода Тизенгаузов и истории развития медицинской науки. Туристический маршрут разработан так, чтобы пути туристов и медработников в медицинском городке не пересекались. В ближайшем будущем больница собирается организовать во дворце продажу сувениров и обзавестись собственным штатным гидом. Медики ожидают, что, когда реконструкция памятника архитектуры завершится полностью, наплыв туристов увеличится во много раз.
— Мы много работали на дворец, пускай теперь он поработает на нас, — говорит Владимир Чекавый.
И первые результаты есть: средства, заработанные за счет оказания туристических услуг, позволили больнице провести ремонт и обеспечить новым медицинским оборудованием отделение детской терапии.
В медицинском городке в Поставах нет гнетущей больничной атмосферы. Классическая архитектура диктует свои законы ландшафтного дизайна, и вокруг дворца раскинулись аккуратные клумбы со статуями в греческом стиле. Правда, дизайн все же “с медицинским уклоном”: на лужайке — скульптурное изображение Панацеи, дочери Эскулапа, дарующей исцеление. Памятник на аллее увековечил Константина Тизенгауза, ученого-натуралиста, закончившего строительство дворца. Памятник Антонию пока в планах...
Медперсонал больницы проверил на практике — красота действительно спасает. Утонченная архитектура дворца, цветы, скульптуры — все это влияет на настроение пациентов, наполняет позитивными эмоциями и тем самым дает силы бороться с болезнью.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter