Общеизвестно, что принятию любого решения, касающегося судьбы всего мира или одной отдельно взятой семьи, предшествует кропотливая, чаще всего глазу незаметная работа экспертов, специалистов. Так, допуск к участию в дорожном движении можно получить, лишь когда уполномоченный на то человек тщательно проанализирует представленные ему данные обо всех системах автомобиля. Ни один ЗАГС не расторгнет брак, если по этому поводу не будет подано хотя бы одно заявление. Не войдет в операционную хирург, предварительно не изучив анамнез пациента. Орган госуправления не примет решение о блокировке сайта, признании телеграм-канала или другого сетевого ресурса деструктивным или экстремистским, не имея на этот счет компетентных экспертных заключений. Еще один важный штрих и примета времени — гласность и широкое общественное обсуждение перед принятием решения, которое затронет какой-то сегмент общества.
Правило незыблемое, но и оно уже обзавелось исключением. И где? Да в интернете — на площадке, казалось бы всем страстям, ветрам, мнениям, оскорблениям, восхвалениям открытой до такой степени, что аж, извините, противно иной раз бывает.
Именно такое чувство испытал, когда в социально-сетевом сегменте всемирной паутины имела место быть блокировка аккаунтов Марии Василевич, артистов Валентины и Александры Груздевых, Алены Ланской и Александра Солодухи, а позже и всего канала ОНТ.
На первый, сразу же возникающий по этому поводу вопрос: «За что?» — ответить не составляет никакого труда. За то, что не только остались сами собой, но и позицию свою озвучили.
Вот и досталось. Марии Василевич (которой негодяи еще и машину испоганили) — за то, что умная, молодая, красивая и депутат. Алене Ланской — за откровенное высказывание по поводу некоторой неадекватности соседей по жилому комплексу. Александру Солодухе? Предположим за то, что неправильно поет бессмертный свой хит. В угоду временам нынешним и европейской толерантности заглавная строчка его должна звучать так: «Здравствуй, чужое, милое». Ну и с ОНТ все было бы в порядке, если бы в эфире звучали панегирики тем, кто бродит по городу с полицейскими тряпками, именуя себя при этом (прости их, Господи, ибо не ведают, что творят) партизанами.
Ответ на второй, вполне логичный вопрос: «Кто это делает?» — вытекает, согласитесь, из вышесказанного — невероятным нашим неймется.
Но вступать с ними в полемику, в чем-то убеждать смысла нет. Спорить-то с кем? С теми маргиналами и люмпенами, которые размазывают сопли перед камерой и внятно не могут (словарного запаса не хватает) объяснить, с какого бодуна глумились над государственными флагами, бросали саморезы под колеса машин и жгли их, поезда блокировали. Со странного вида девицами, пищащими, визжащими и на асфальте плохие слова рисующими? Умные, короче, в дефиците. Да и те, которые были, давно слиняли за бугор и сейчас с таким азартом, надрывом и обильным использованием ненормативной лексики (удивительно, но это сплошь девушки) выясняют, кто и сколько у кого украл, что того и гляди друг другу в волосы вцепятся. Не виртуально.
Оставим на время и тех и других в покое. И вот почему. Более чем на сто процентов уверен, что для подавляющего большинства из них фраза: «Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить» не говорит, извините за тавтологию, ровным счетом ничего.
Но это нашим, доморощенным. А как же выпускники Кембриджа, Гарварда, Итона, Массачусетса и прочих элитарных заведений? Уж им-то просто нельзя не знать, что в этой фразе, приписываемой, кстати, Мольеру, квинтэссенция демократии, свободы слова и прочих краеугольных ценностей.
К чему я это? К тому, что люди именно такого калибра и предстают теми пауками, которые соткали паутину интернет-сетей, в них доминируют и дают команды ту или иную паутинку секвестрировать. Правда, я сильно сомневаюсь, что господин Цукерберг и иже с ним будут читать слезную жалобу соседей Ланской на ее саму и, проникшись их праведным гневом, накладывать грозную резолюцию: «Забанить!» Не будем наивными: это не что иное, как элемент деструктивной деятельности спецслужб некоторых государств против нашего суверенного. Проверим? Давайте напишу петицию с настоятельной просьбой удалить аккаунты некоторых интернет-ресурсов, которые героями нации выставляют тех, кто является ее позором, соберу множество подписей, что будет нетрудно, и отправлю заказным письмом на имя сетевладельцев. Надо говорить, что из этого получится?
Слабым, но хоть каким-то утешением для наших сограждан, попавших под демократическую раздачу, может служить то, что их товарищем по несчастью стал самый популярный блогер планеты, имеющий 80 миллионов подписчиков, — Дональд Трамп. Мало того что беспристрастные демократические журналисты страны позволяют себе самовольно вырубать его из телеэфира, так на днях еще из всех сетей удалили. Правда, после того как Цукерберг потерял 40 миллиардов капитализации, Трампа разбанили, но он все же на тот момент действующий президент США. И это его без суда, следствия, процедуры разбирательства, возможности, если нужно, оправдаться, изымают из цифрового мира, фактически лишают голоса. И не сенат, не правительство — частные лица, неподъемные денежные мешки. И все это в колыбели демократии, стране, которая когда-то на самом деле очень много сделала для ее развития.
Но сегодня колыбель больше напоминает цитадель. Причем осажденную. Ее защищают нацгвардейцы, спящие вповалку на мраморном полу Капитолия. Осаждают — невероятные американцы, которые протестуют против несправедливых выборов. Правда, тамошние сенаторы и конгрессмены их почему-то называют внутренними террористами. И никак иначе.
И еще. Дай бог мне ошибиться, но в каждой стране, которая прошла, вернее, которую провели сквозь горнило цветной революции, главные символы государственности — резиденции глав государств, здания парламентов и так далее — были подвергнуты разгрому и поруганию. Как Капитолий. Но если государство не может защитить свой символ, сможет ли оно защитить народ? Не в отместку ли за собственную слабость заклятые друзья всех мастей так стараются, чтобы и Беларусь покорно стала в строй поверженных и проигравших? Но это, как говорил известный киногерой, вряд ли.
kuchko@sb.by
Коллаж Олега ФЕДОРОВА, «СГ».
Блокирование аккаунтов медийных персон – признак слабости тех, кто это инициирует
Реальные пауки виртуальных сетей
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.