Прошедшие в Таджикистане учения КСОР ОДКБ принципиально отличались от предыдущих подобных мероприятий

Реальность условного сценария

Прошедшие в Таджикистане учения КСОР ОДКБ принципиально отличались от предыдущих подобных мероприятий


На полигоне Харбмайдон на юге Таджикистана была сформирована многонациональная группировка сил общей численностью свыше 2,5 тысячи военнослужащих из всех стран ОДКБ. Оперативная группировка Армении была представлена ротой, Беларуси – усиленной ротой со штатной техникой из состава 103-й мобильной бригады сил спецопераций, Казахстана – десантно-штурмовым батальоном, Кыргызстана – отрядом спецназа «Илбирс», Таджикистана – подразделениями 7-й десантно-штурмовой бригады. С российской стороны было задействовано около 500 бойцов 98-й воздушно-десантной дивизии (Иваново) и 52 единицы военной техники и вооружения.


Для переброски российского контингента на территорию Таджикистана было задействовано 18 самолетов Ил-76 и 1 Ан-124 «Руслан» Военно-транспортной авиации России, которые совершили более 30 вылетов.

Для поддержки с воздуха наземной группировки КСОР была задействована фронтовая и армейская авиация Коллективных сил – вертолеты Ми-8 и Ми-24 ВВС России и ВВС и ПВО Таджикистана. К мониторингу и разведке обстановки были привлечены российские экипажи самолетов-разведчиков Су-24МР и вертолетов Ми-8. Одновременно был запущен беспилотный летательный аппарат «Орлан-10», который вел разведку целей для артиллерийского огня из «Градов». Российские штурмовики Су-25СМ и истребители Су-27 казахстанских ВВС нанесли, в свою очередь, удары по позициям условного противника. Кроме того, с самолетов Ил-76 российские десантники впервые выполнили десантирование на незнакомую площадку в условиях горной местности на специальных парашютных системах «Арбалет».

Принципиальная новизна учений состояла, во-первых, в том, что они были внезапными. Человеку, так или иначе знакомому с армейской практикой, хорошо известно, что плановые учения всегда являются до определенной степени спектаклем. Лишь внезапные учения позволяют выявить реальный уровень боевой подготовки частей и соединений. С февраля 2013 года такие учения регулярно проводятся в рамках ВС России, теперь же они вышли на межнациональный уровень в рамках ОДКБ. И это качественно новый подход, свидетельствующий как о серьезной заинтересованности военно-политического руководства стран ОДКБ в укреплении боеготовности ВС, так и об усилении военного сотрудничества внутри организации. Особенно важно отметить участие в учениях белорусских и армянских военных, хотя эти страны не относятся к региону Центральной Азии. Уместно напомнить в связи с этим, что в рамках НАТО никаких внезапных учений не проводится.

Во-вторых, новизна учений заключается в максимальной актуальности их сценария, о чем было заявлено вполне официально. Ситуация на Ближнем и Среднем Востоке быстро ухудшается, формирования «Исламского халифата» полностью владеют военной инициативой как в Сирии, так и в Ираке. И все большее влияние эта группировка завоевывает в Афганистане. В этой стране также чрезвычайно активизировались талибы. Они уже захватили до 80% территории афганской провинции Бадахшан, непосредственно граничащей с Таджикистаном. Хотя «халифат» и талибы успели объявить друг другу джихад, нам от этого не легче. Вероятность крупномасштабного вторжения исламских боевиков в Центральную Азию растет стремительно. Причем есть основания предполагать, что США и суннитские монархии Персидского залива целенаправленно «канализируют агрессию» экстремистов в северном направлении. При этом страны Центральной Азии (как сейчас Украина) станут в этой игре просто «разменной монетой», которая сама по себе никому не интересна. Главной целью удара станет Россия.

Соответственно, чем лучше страны ОДКБ будут готовы к такому развитию событий, тем на более отдаленных рубежах мы сможем встретить вторжение и тем меньше потерь понесем при его отражении.

Автор публикации: Александр ХРАМЧИХИН
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter