Лукашенко утвердил поправки в законодательство по вопросам защиты суверенитета и конституционного строя

Реагировать на возникающие риски

Президент подписал Закон «Об изменении законов по вопросам защиты суверенитета и конституционного строя». В соответствии с документом, сообщает пресс-служба Главы государства, вносятся поправки в Закон «О чрезвычайном положении». Согласно Конституции и данному закону основанием для введения чрезвычайного положения (помимо стихийных бедствий и катастроф) является наличие беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность для жизни и здоровья людей, территориальной целостности и существования государства. Однако ранее не было определено, что именно считается беспорядками. Это порождало неоднозначное понимание оснований для введения чрезвычайного положения, особенно если беспорядки не являются очевидно массовыми.
В Законе, подписанном Президентом, конкретизируется, что к беспорядкам относятся попытки насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, межнациональные и межконфессиональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан.
Новым законом также уточняется перечень возможных чрезвычайных мер и временных ограничений, применяемых при введении чрезвычайного положения. Данная норма разработана с учетом опыта реагирования на беспорядки в 2020 году. Так, перечень возможных чрезвычайных мер и временных ограничений дополняется приостановлением выпуска и распространения продукции СМИ (включая иностранные), установлением особого порядка аккредитации журналистов, ограничением доступа к интернет-ресурсам и сетевым изданиям. Соответственно уточняются и дополняются полномочия коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Расширяется круг силовых органов, привлекаемых к обеспечению режима чрезвычайного положения, за счет включения в их число военизированных организаций. Это позволит максимально эффективно и на полных законных основаниях задействовать силы и средства МЧС, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз и Департамента финансовых расследований. Задачи, которые выполняют привлекаемые органы, дополнены предупреждением и пресечением беспорядков, обеспечением охраны общественного порядка и общественной безопасности.

Кроме того, привлечение Вооруженных Сил для решения задач в составе государственной системы реагирования закрепляется в Законе «О Вооруженных Силах Республики Беларусь». С учетом полученного практического опыта указываются задачи Вооруженных Сил в рамках этой системы: борьба с терроризмом, охрана общественной безопасности, пресечение массовых беспорядков, обеспечение безопасности охраняемых лиц и охраняемых объектов.

Наряду с этим в законы «О чрезвычайном положении» и «О военном положении» имплементируются нормы Декрета Президента № 2 от 9 мая 2021 года «О защите суверенитета и конституционного строя».

Конкретные вызовы и угрозы

Марина Ленчевская, член Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания, считает подписание этого документа очень своевременным:

— Сегодня наша страна подвергается конкретным вызовам и угрозам извне, в том числе экстремистского и террористического характера. При таких обстоятельствах логично быть готовыми к любым чрезвычайным ситуациям. И действовать исключительно в правовом поле. Самое дорогое, что у нас есть, — независимость нашей страны и мирное небо над головой. Поэтому, принимая законопроект, депутаты проголосовали единогласно.

Условия для предупреждения и нейтрализации рисков

Представляя 17 июня этот закон в Палате представителей, министр внутренних дел Иван Кубраков, кстати, подчеркнул, что целями законодательного акта являются создание дополнительных условий для предупреждения и нейтрализации рисков, вызовов и угроз национальной безопасности, повышение роли Совета Безопасности в вопросах защиты независимости, территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя, поддержания гражданского мира и согласия, противодействия экстремизму и терроризму:

— События, которые произошли в нашей республике в 2020 году, потребовали от правоохранительной системы и госорганов принятия всего инструментария имеющихся мер для наведения порядка и расширения воздействия на деструктивные проявления. При подготовке этого закона изучалось законодательство других стран, анализировались действия деструктивных сил в определенный период, моделировались различного рода ситуации и адекватные действия государственных органов, направленные на профилактику, недопущение, нейтрализацию угроз и вызовов, поступающих в адрес нашей страны. Прежде всего задача нового закона — профилактика и пресечение любых действий, представляющих угрозу для суверенитета и конституционного строя Беларуси.
Следует особо  отметить: чрезвычайное либо военное положение будет вводиться лишь в том случае, если решить вопросы по наведению порядка и устранению проблем другим способом будет невозможно.

Охладить горячие головы

Председатель Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Сергей Рачков тем временем напоминает, что мир становится более сложным и менее управляемым, и мы должны на это реагировать:

— Как эксперт в области национальной и международной безопасности хочу сказать, что мы в какой-то степени сейчас догоняем страны «западной демократии». Хотя, думаю, мы и не будем стремиться их догнать — мы самостоятельное, суверенное государство со своими традициями и опытом. Будем действовать сообразно нашей ситуации, собственному ментальному опыту. Этот закон очень своевременный и адекватный. Уверен, что он послужит стабильности нашего общества и государства, может быть, охладит какие-то горячие головы, которые поддались соблазнам с внешнего периметра.

От теории к практике

Декан факультета философии и социальных наук БГУ Вадим Гигин напоминает, что и политологи, и политики давно высказывались о необходимости вносить в законодательство определенные изменения:

— Мы видели, что эта работа проводилась: 9 мая принят Декрет № 2, продолжаются заседания Конституционной комиссии. Но в данном случае четко регламентируются действия должностных лиц, применение силовых структур, в том числе Вооруженных Сил, при реагировании на угрозы, которые возникают внутри Беларуси. Поскольку, к большому сожалению, в условиях гибридной войны иностранные государства могут предпринимать агрессивные действия не только из-за рубежа, но и с территории нашей страны.
При разработке закона все предложения учитывались так, чтобы минимизировать любые ограничения прав и свобод, но при этом обеспечить безопасность граждан и защитить национальные интересы Беларуси.
— Если говорить о мерах реагирования в подобных ситуациях в иных странах (далеко ходить не надо — в той же Украине), они гораздо более серьезные, — отмечает Вадим Гигин, — Беларусь же просто вносит дополнения, которые на правовом уровне позволяют четко прописать правила. Важно применение данного закона на практике. Хотелось бы надеяться, что в полном объеме его не придется реализовывать и белорусское общество усвоило уроки событий прошлого года, что закон останется «на всякий случай», который мы не должны допустить…

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Арчаков, заместитель Государственного секретаря Совета Безопасности:

— Оснований для введения чрезвычайного или военного положения сейчас нет, но вместе с тем я сказал бы о трех существенных нюансах. Первый: не надо представлять чрезвычайное положение как некую злобную втайне придуманную репрессивную машину, которая должна всех угнетать. Как раз таки наоборот. Государство берет на себя обязательство путем дополнительных усилий обеспечить максимальную безопасность общества от тех неблагоприятных факторов, которые почему-то возникнут, а их в нашем мире сегодня превеликое множество. Второй нюанс: существуют люди, которые сегодня как раз таки в этой чрезвычайщине заинтересованы. Каждый вред, который наносится государству, они рассматривают как личную победу. Санкции ввели, авиасообщение ограничили, экспорт положили, предприятие остановилось, людей уволили… Куда мы с такими «победителями» зайдем? А что делается у границ? Польша планирует в ближайшее время начать закупку 250 американских танков новейшей модели, но мы ведь знаем, что танки — это сугубо наступательное вооружение. Возникает вопрос: куда вы на этой армаде ехать собрались? Или капиталисты просто взяли и положили на полку 5 миллиардов долларов на технику, вооружение, подготовку специалистов, создание инфраструктуры? И третий нюанс: государство должно обеспечивать готовность и к чрезвычайному, и к военному положению. Потому что люди нас потом спросят: вы как безопасность обеспечиваете, если самое основное не могли предвидеть заранее?

deu@sb.by


varmor@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter