Источник: Знамя юности
Знамя юности

Корреспонденты «Знаменки» отправились в ночной рейд с сотрудниками Госавтоинспекции

Разыскиваются бесправники

«Все никак не дойду до автошколы», «Нет денег на учебу», «Да я только на пять минут за руль сел – ребенка в сад отвезти» – какие только отмазки не придумывают бесправники, столкнувшись с инспекторами ГАИ! Но если раньше такие встречи всегда заканчивались штрафом, то с недавних пор меры ужесточили. С февраля нарушителям-«рецидивистам», которые второй раз за год сели за руль, не имея на это права, грозит административный арест до 15 суток. Но поможет ли это образумить горе-водителей? В поисках ответа корреспонденты «Знаменки» отправились в ночной рейд с сотрудниками Госавтоинспекции.


И бизнесмены, и работяги

На часах – полдесятого вечера, на термометре – 15 градусов мороза. Наш служебный «Опель» примостился в небольшом «кармане» на минской улице Селицкого. Это не просто рейд: мы участвуем в спецмероприятии – тотальной проверке, при которой ин­спекторы ДПС останавливают и проверяют практически все проезжающие авто. «Отфильтровывают» прежде всего нетрезвых водителей и бесправников – тех, кто нам нужен. Наше дежурство рассчитано на шесть часов, но, учитывая, что у нас с фотографом нет ни теплой форменной одежды, ни привычки к ночным дежурствам, мы будем рады, если выдержим хотя бы три.

Наш начальник на сегодня – инспектор отдела ГАИ Московского райо­на Минска Сергей Бечко. И хотя Сергей Николаевич несет службу уже 25 лет, готового алгоритма по вычислению бесправников у него нет:

– Определить их в потоке сложно, если только они сами себя не выдадут. Обычно, заметив инспектора, такие водители останавливаются и открывают капот, делая вид, что у них что-то сломалось. Потому что знают: пока авто стоит, привлечь их к ответственности мы не можем. Приходится ждать, когда поедут дальше.

Тех, кто научился давить на газ и переключать передачи, но не посчитал нужным получить корочки, – мизерный процент от общего числа нарушителей. Гораздо больше тех, кто, лишившись заветного удос­товерения за вождение в нетрезвом виде, неоднократное превышение скорости, оставление места ДТП, продолжает садиться за руль, надеясь на авось.

– Среди бесправников есть и мужчины, и девушки, и простые работяги, и успешные бизнесмены, – перечисляет Сергей Николаевич. – Недавно сопровождал в суд директора компании, который был лишен прав, но при этом продолжал свободно разъезжать по минским улицам. Ему дали пять суток ареста – огромный удар по бизнес-репутации.

Карманный компьютер – главный помощник автоинспекторов

Любимое время суток для нарушителей – не поздний вечер и ночь, как может показаться, а час пик. Они знают, что в это время, когда улицы и без того перегружены, инспекторы редко устраивают проверки.

– А если все же останавливаем, начинают давить на жалость: «Детей некому в сад отвезти», «На работу опаздываю», «С женой поругался». Только у меня за 25 лет службы на эти жалобы уже иммунитет.

Лучше вызвать такси

Продолжая разговор, Сергей Бечко взмахивает жезлом – и перед нами останавливается маленькая «Рено» с барышней за рулем. Проверяем документы: техпаспорт, страховку и, конечно, права. Все в полном порядке.

– У меня из-за вас даже банка под сиденьем упала, – в шутку жалуется водитель.

– Это все потому, что вы слишком быстро проехали искуственное препятствие, – кивает Сергей Николаевич в сторону «лежачего полицейского».

У 22-летнего Олега, который работает водителем на одном из местных пред­приятий, ситуация хуже: просрочен техосмотр.

– Сейчас проверим, не значится ли за вами других нарушений, – Сергей Николаевич достает из бардачка карманный компьютер «Кулон» – главный помощник всех госавтоинспекторов. Вводишь в специальной программе Ф.И.О. владельца машины – и в ту же секунду получаешь подробную информацию: что и когда нарушал, какие штрафы платил. У Олега записей хватило бы на целую книгу: тут и превышение скорости, и просроченный техосмотр, и даже переход дороги в неположенном месте. Информации о лишении прав в этом списке, к счастью, нет:

– Был у меня в Несвиже знакомый, который любил гонять без удостоверения, да еще и нетрезвым, – откровенничает парень. – Но я бы к такому водителю никогда не сел – жизнь дороже. Уж лучше вызвать такси.

Мне бы эсэмэску

За два часа мы успеваем проверить не один десяток машин и составить несколько протоколов на водителей, которые вовремя не прошли техосмотр. Вдруг раздается звонок от другого экипажа: задержали бесправника.

Из машины коллег на нас растерянно смотрит нарушитель – 55-лет­ний Владислав Дмитриевич, который уже полтора года ездит с просроченными правами. Карманный компьютер «Кулон» подсказывает, что и с прошлым водительским удостоверением он затянул на полгода.

Обычно дежурство длится шесть часов

– А я и не знал, что права просроченные, – оправдывается нарушитель. – Почему меня никто не предупредил? Пускай бы хоть эсэмэска от ГАИ приходила.

Узнав, что размер штрафа – пять базовых величин (причем это минимум – максимум 30), Владислав Дмитриевич начинает давить на жалость:

– Сделайте мне предупреждение! Обещаю, что сразу после выходных займусь этим вопросом.

Но без протокола уйти ему не удается. Если в течение года он снова попадется без документов, наказание будет гораздо серьезнее – штраф от 20 до 50 базовых или административный арест до 15 суток.

krupenk@sb.by,

фото Виталия ПИВОВАРЧИКА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter