Как найти злостного неплательщика алиментов?

Разыскивается папа

Люди встречаются, люди влюбляются, женятся. Но затем у каждой пары свой сценарий развития событий, причем порой далеко не самый благополучный. Могилевчанин Иван Артемович Н., к примеру, после десяти лет семейной жизни встретил новую любовь. И двое детей-школьников как-то сразу отошли на второй план. Родитель не то что общаться с сыновьями перестал, но и о материальной помощи детям позабыл.



— Его долг перед детьми за несколько месяцев превысил 35 миллионов рублей, — уточнила судебный исполнитель Екатерина Тюльменкова. — И погашать его папа не спешил: не реагировал на извещения, двери квартиры нам не открывал.

Дело сдвинулось с места только после того, как служба принудительного исполнения Октябрьского района Могилева перешла к решительным действиям. В итоге автомобиль сорокалетнего предпринимателя попал под арест. Затем Ивана Артемовича отрезали от сотовой связи. Завершающим аккордом наступательной «операции» стало лишение интернета дочери его новой супруги. Wi-Fi для студентки одного из минских университетов был оформлен на отчима, а это значит, что отмена услуги тоже подпадает под законную меру воздействия. «Когда спектр ограничений на таких должников расширили, взыскание с них денег в пользу сыновей или дочерей стало более результативным», — говорит Екатерина Тюльменкова.

Впрочем, точку в подобных спорах поставить все равно непросто. С некоторых алиментщиков ведь официально и взять-то нечего, особенно если они безработные. Случалось, что нерадивым отцам представители власти даже работу подыскивали. Есть и те, что прячутся. Всего на Могилевщине в розыске сегодня — 450 должников по алиментам, уточнила начальник управления принудительного исполнения главного управления юстиции области Алла Пимашкова. А в целом в регионе насчитали свыше 15 тысяч родителей, которые отказываются от содержания собственных детей. Эта цифра вполне сопоставима с количеством жителей небольшого района. Екатерина Тюльменкова делится наблюдениями:

— Что ни человек, то — история. Один папа, к примеру, задолжал немаленькую сумму сразу шестерым детям. Какое-то время эту ответственность делил с экс-женой, которую на время лишили родительских прав. Но позже та права восстановила. Другой алиментщик обязан сразу трем бывшим супругам — в каждой из этих семей появилось по ребенку. Долги порой зашкаливают: даже суммы в  60 миллионов рублей алиментов не такая уж редкость. 

Иногда клубок денежных взаимоотношений закручивается так, что даже специалистам в суть вникнуть непросто. Были случаи — представители службы принудительного исполнения арестовывали фуры, которые по документам принадлежат папе-алиментщику. Но позже выяснялось: у машины давно уже новый владелец и от ее продажи мама-истица тоже выручила деньги. Есть еще одна уловка — когда бывшая жена подает заявление в милицию на розыск экс-мужа. Со временем того объявляют без вести пропавшим либо признают умершим. Государство начинает выплачивать детям исчезнувшего кормильца пособие, по сути, берет на себя его обязательства по алиментам. И тут всплывают на поверхность новые факты: оказывается, мама не только знала, где находится отец ее детей, но и получала от него денежную помощь. Прокуратура расследовала уже не одно такое дело.

— Некоторых алиментщиков приходилось объявлять в розыск по два-три раза, — рассказал старший уполномоченный управления уголовного розыска УВД Могилевского облисполкома Александр Хартанович. — А находили их в том числе и далеко за пределами страны — в России, Литве и даже Казахстане. По меньшей мере половина должников чатится в соцсетях, тем не менее место их нынешней прописки еще нужно вычислить. Например, они могут указать, что находятся в Могилеве, а сами в это время находятся в Москве, Петербурге или где-нибудь еще.

Справедливости ради стоит отметить: в длинном перечне алиментщиков попадаются и дамы, которые передали права на воспитание сыновей и дочерей бывшим мужьям, при этом сложив с себя финансовую ответственность. Но это — единичные случаи. Чаще всего в такую категорию попадают представители сильного пола — от безработных до вполне успешных бизнесменов. Есть в этом списке как люди в возрасте, так и совсем молодые, кому немного за двадцать. Чтобы пообщаться с должниками, судебные исполнители снимали их с поездов, догоняли машины, устраивали засады. Но если даже самые строгие предупредительные меры не дают эффекта, наказывать алиментщиков приходится уже по уголовной статье. В 2014-м, к примеру, на Могилевщине в свободе были ограничены 77 должников, с начала нынешнего года — 63. Алла Пимашкова предупреждает, что, если кто-то думает, что можно переждать то время, пока ребенок станет совершеннолетним и долг каким-то образом рассосется, — человек глубоко не прав. Ничего подобного: срока давности у долга нет. И даже повзрослевшим сыновьям или дочерям возвращать его все равно придется.

svet.markova@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter