Развязывать правовые узлы

Олег Слижевский ответил на самые разные вопросы наших читателей

Развязывать правовые узлы жилищных, судебных и иных проблем пришлось в ходе «прямой линии» с читателями «Р» министру юстиции Беларуси Олегу СЛИЖЕВСКОМУ

За двадцать лет работы в газете «Рэспубліка» довелось организовывать и проводить десятки «прямых линий», помогая нашим читателям связаться и задать вопросы руководителям различного ранга. С разнообразными проявлениями при этом сталкивался, казалось, что уже ничем меня не удивить. Как выяснилось, ошибался.

Удивляться пришлось во время недавней «прямой линии» министра юстиции Олега СЛИЖЕВСКОГО (на снимке) с читателями «Рэспублікі» и «Юридической газеты». Олег Леонидович уделил очень большое внимание каждому звонку на «прямую линию». Он досконально, в подробностях вникал в каждую ситуацию, излагаемую собеседником, даже если возможности Министерства юстиции в ее разрешении были минимальными. Например, не отказывал собеседникам в общении, если они вели речь о повышении платы за проезд в общественном транспорте, снижении ставки рефинансирования, спорах по поводу возврата долга, раздела жилого помещения и т.д. Живо интересовался причинами претензий к судам и правоохранителям. Старался войти в положение других собеседников. Не отверг и «провокационных» вопросов.

А весьма показательным, думается, стал такой эпизод. Где-то около 20 минут министр юстиции общался по телефону с Мариной Викентьевной, поведавшей, в какой непростой правовой ситуации оказалась ее семья после состоявшихся судов (как считает читательница, вынесших ошибочное решение). Но тут случилось непредвиденное: связь на полуслове оборвалась. Раздосадованный Олег Леонидович дал поручение своему помощнику отыскать позвонившую. Поручение было исполнено, и вскоре министр смог закончить и без того продолжительный диалог с обиженной на суды женщиной.

Короче, интерес к «прямой линии» с новым министром юстиции оказался столь велик, а вопросов ему читатели «Рэспублікі» и «Юридической газеты» (эти два издания организовывали сеанс прямой связи с Олегом Слижевским) адресовали так много, что редакция оказалась перед непростым выбором. Газетной площади, отведенной для освещения «прямой линии», явно не хватало. Нам пришлось сократить диалоги именно тех читателей, которым посчастливилось непосредственно общаться с министром на протяжении достаточно длительного времени. При этом особое внимание мы уделили тем, кто не дозвонился, но смог накануне задать министру предварительные вопросы.

Планируя приобрести квартиру...

— Мы планируем приобрести квартиру, а договор оформить у нотариуса. Я слышала, что в скором времени нотариус сможет также подать документы регистратору для госрегистрации, после чего передать нам уже готовый пакет документов. Так ли это? — спросила Анна Шишловец из Минска.

— Да, Анна, это так. Недавно проект Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам нотариальной деятельности» с соответствующими корректировками принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом чтении, сейчас ведется его подготовка ко второму чтению.

В соответствии с данным проектом планируется, что нотариусы в ходе личного приема либо посредством почтовой связи смогут от имени граждан обратиться к регистраторам за государственной регистрацией недвижимого имущества. В таких случаях гражданину уже не нужно будет самому приходить в территориальную организацию по госрегистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Помимо подачи документов на госрегистрацию, нотариус сможет получить пакет документов для передачи покупателю или наследнику.

Нормы закона в первую очередь направлены на защиту интересов самих граждан, которые могут не знать всех тонкостей правовых норм. При этом закон обратит внимание граждан на необходимость регистрировать право на недвижимое имущество, полученное по наследству либо приобретенное иным образом.

Расчет по долевому строительству

— Добрый день, Олег Леонидович. Меня зовут Игнатович Сергей Леонидович. Мы с семьей вступили в долевое строительство 3-комнатной квартиры. Строительство завершено, и дом уже введен в эксплуатацию. Для того чтобы произвести окончательный расчет, нам пришлось продать свою однокомнатную квартиру, и мы должны съехать. Скажите, когда мы имеем право вселиться в новую квартиру?

— Уважаемый Сергей Леонидович, Правилами заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 396, обязательства дольщика по договору создания объекта долевого строительства считаются исполненными со дня уплаты в полном объеме денежных средств в соответствии с договором. Вы, Сергей Леонидович, можете вселиться при условии полной оплаты стоимости объекта долевого строительства в соответствии с договором. Застройщик в течение месяца после государственной регистрации создания многоквартирного жилого дома обязан передать дольщику документы, необходимые для оформления права собственности на объект долевого строительства.

Кроме того, следует учитывать, что дольщик обязан не позднее трех месяцев со дня получения от застройщика необходимых документов оформить в установленном законодательством порядке на себя право собственности на объект долевого строительства.

После государственной регистрации такого права застройщик должен передать дольщику объект долевого строительства, комплект ключей, документы на установленное оборудование.

Однако следует отметить, что застройщик может передать дольщику объект долевого строительства в пользование и владение и до государственной регистрации права собственности дольщика на этот объект. Для этого стороны заключают договор найма, аренды, безвозмездного пользования или иной договор, предусматривающий передачу дольщику в пользование и владение объекта долевого строительства и определяющий его качественные характеристики.

Данные договоры заключаются в простой письменной форме, не подлежат государственной регистрации и считаются заключенными со дня их подписания. При этом застройщик передает дольщику документы на установленное оборудование и комплект ключей. Со дня подписания такого договора дольщик обязан оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Надеюсь, что я, Сергей Леонидович, полно ответил на ваш вопрос.

Жилой дом или дачу — за три года

— Обращается к вам, Олег Леонидович, Иван Леонидович, проживаю в Минском районе. Мы с женой решили, что возьмем участок для строительства дома. Однако я слышал, что с 1 марта этого года опять действует правило построить дом за три года. Скажите, с какого момента будут считаться эти три года и можно ли сделать исключение по данному сроку, если окажется, что не хватает средств для строительства?

— Действительно, Иван Леонидович, со вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 11 ноября 2011 г. № 520 «О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области строительства, изъятия и предоставления земельных участков» возобновляется ранее действовавшие требование о завершении строительства жилого дома, дачи в течение трехлетнего периода.

Если вы планируете получить земельный участок для этой цели, то следует иметь в виду, что строительство должно быть завершено в течение трех лет с даты государственной регистрации права на земельный участок. Для того чтобы строительство считалось завершенным, достаточно возведения фундамента, стен и крыши дома, дачи независимо от ввода таких домов, дач в эксплуатацию.

В качестве так называемого исключения можно рассматривать возможность продления срока строительства, но не более чем на два года, местным исполкомом с учетом вашего материального положения и других уважительных причин. При этом, Иван Леонидович, обращаю ваше внимание на то, что право на продление срока строительства может быть реализовано в отношении конкретного объекта только один раз.

Плата за врезку к газовой трубе

— Здравствуйте, меня зовут Пилипенко Александр. Мы с соседями решили провести газ к своим домам. Предыдущий кооператив, от которого будет врезка, затребовал в устной форме с каждого члена нашего кооператива определенную сумму якобы для оплаты работ, которые они вели для себя. Правомерно ли это?

— Уважаемый Александр, порядок строительства газопроводов установлен Положением о газификации природным газом эксплуатируемого жилищного фонда граждан, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 368.

В соответствии с Положением при подключении новых потребителей природного газа к объектам газораспределительной системы, построенным с привлечением средств граждан, частичное возмещение средств гражданам осуществляется за счет этих потребителей по решению горисполкомов и райисполкомов.

Размер и сроки частичного возмещения данных средств по представлению горисполкомов и райисполкомов включаются газоснабжающими организациями, входящими в состав Государственного производственного объединения по топливу и газификации, в технические условия на подключение новых потребителей природного газа к объектам газораспределительной системы, построенным с привлечением средств граждан.

Таким образом, действительно, при подключении к уже построенным объектам газораспределительной системы новые потребители должны произвести частичное возмещение средств иным гражданам. Однако размер и сроки такого возмещения должны определяться горисполкомами и райисполкомами.

Когда ждать инвестиционных новшеств

— Побеспокоил вас, Олег Леонидович, Илья Сергеевич Селиверстов. Хочу инвестировать свой капитал в недвижимость, в частности приобрести какое-либо небольшое предприятие. Насколько я слышал, срок исковой давности по приватизационным сделкам предполагается сократить с десяти лет до трех. Правда ли это и когда ждать новшеств?

— Действительно, уважаемый Илья Сергеевич, в настоящее время Министерством юстиции в рамках выполнения мероприятий по реализации положений Директивы Президента от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» разработан проект Закона «О внесении дополнений в Закон Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества», который уже прошел первую стадию согласования.

Положения проекта закона направлены на законодательное закрепление принципа необратимости приватизации путем установления специального сокращенного срока исковой давности в отношении сделок по приватизации — три года, что будет являться дополнительной гарантией стабильности прав и законных интересов субъектов приватизации.

При этом предлагается, чтобы новые положения о сокращенном сроке исковой давности не распространялись на сделки по приватизации, которые были совершены до момента вступления в силу закона. В отношении таких сделок сохраняется десятилетний срок исковой давности.

Как должники будут понуждаться...

— Олег Леонидович, меня как водителя и охотника со стажем интересует вопрос об установлении ограничения права управления транспортным средством и на охоту. В отношении кого будут применяться такие ограничения? — поинтересовался житель Новогрудка, назвавшийся Николаем.

— Временное ограничение права на управление механическими транспортными средствами, на управление маломерными судами, судами с подвесными двигателями и гидроциклами, на охоту является одной из мер по обеспечению исполнения исполнительных документов. Необходимость такого шага была обусловлена тем, что применение мер имущественного характера в отношении должников, уклоняющихся от возврата долгов, становится все менее результативным. В последние годы наблюдается стабильная динамика роста возврата исполнительных документов взыскателям из-за невозможности взыскания. В 2011 году по данной причине было возвращено в два раза больше исполнительных документов, чем в 2007 году. Стоит отметить, что применение к должникам мер воздействия путем ограничения различных неимущественных прав широко применяется во всем мире.

Наложение ограничений на управление транспортными средствами и получение водительских удостоверений, лишение возможности прохождения техосмотра, запрет на регистрацию транспортных средств в отношении должников, в основном по алиментным платежам, предусмотрено в законодательстве Латвии, Англии, Германии, Польши, США, Канады. Вместе с тем во многих государствах к должникам применяются и более жесткие меры.

Принятие решения о наложении подобных ограничений возможно только в судебном порядке и с учетом всех обстоятельств и только тогда, когда другие способы принуждения должника не обеспечивают исполнение судебных и иных актов. В свою очередь должник в случае несогласия с определением суда о принятии в отношении него мер по временному ограничению сможет обжаловать данное определение в установленном законодательством порядке. Более того, законом предоставлена должнику возможность обратиться в суд с ходатайством о приостановлении исполнения данного определения суда.

Временное ограничение не является абсолютным, поскольку действует только в течение срока, установленного судом до исполнения должником обязательств, но не более чем на пять лет.

— Спасибо, Олег Леонидович, за подробный комментарий, но у меня еще один к вам вопрос. Какие-либо еще изменения претерпело законодательство об исполнительном производстве?

— Главой государства в октябре прошлого года утверждено Послание о перспективах развития системы общих судов Республики Беларусь.

Вступивший 19 марта с.г. в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» направлен на реализацию содержащихся в Послании требований об обеспечении дальнейшего повышения качества, оперативности и доступности правосудия, улучшении исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов.

Законом, предусматривающим в основном корректировку Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, поднимается на более высокий уровень степень правовой защиты наших граждан, в том числе в исполнительном производстве. В частности, в целях своевременной организации исполнения исполнительного листа в различных местах (по месту нахождения имущества должника, денежных средств в банке и т.п.) судебные исполнители могут инициировать выдачу судом по одному судебному постановлению нескольких исполнительных листов. Ранее данный вопрос разрешался судом исключительно по просьбе взыскателя.

Дополнительно законом определен иной порядок передачи исполнительных листов для исполнения. Суд по своей инициативе вправе направить их на исполнение с уведомлением об этом взыскателя.

— В средствах массовой информации, — заметила Марина Качан из г. Борисова, — нередко можно прочесть письма читателей, в которых они жалуются: мол, суд постановил взыскать с ответчика энную сумму в качестве компенсации материального ущерба, но решение в силу разных причин не исполняется. Неужели нет способа взыскать деньги с должника?

— Да, уважаемая Марина, проблемы есть. Взыскателям ежегодно возвращается более 11 % исполнительных документов без исполнения с актом о невозможности взыскания. Значительное количество должников умышленно не выплачивают деньги ни государству, ни в пользу юридических и физических лиц.

Граждане в своих обращениях указывают, что должники разъезжают на дорогих машинах, живут в особняках и шикарных квартирах. Вместе с тем эта собственность, как оказывается, оформлена на их родственников и знакомых. Официально такие люди или не работают, или же специально устраиваются на низкооплачиваемую работу, так как нормами гражданского процессуального законодательства установлен неоправданно низкий процент удержаний из заработной платы должника — не выше 20 %.

Получается, что должники якобы не уклоняются от исполнения решения суда. Вместе с тем взыскатели, в том числе и государство, получают копеечные суммы при наличии миллиардных долгов. Полагаю, решением этой проблемы стало бы введение уголовной ответственности для должников, вплоть до лишения свободы. Думается, что, опасаясь уголовной ответственности, должники продадут и квартиры, и машины, оформленные на подставных лиц, да и родственников поднапрягут.

На мой взгляд, только гражданско-правовым воздействием не всегда можно побудить должника к уплате. Если, как иногда предлагается, помимо основного долга, взыскивать расходы, проценты за пользование чужим имуществом и так далее, это может привести лишь к увеличению невзысканной задолженности.

Министерство юстиции продолжает работу по совершенствованию принудительного исполнения, закреплению новых подходов к порядку исполнения. Министерство юстиции предложило дополнить Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях статьей, предусматривающей административную ответственность за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в уклонении от выплаты взысканных с него денежных средств; невыполнении законных требований судебного исполнителя; предоставлении недостоверных сведений о своих правах на имущество; несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства.

В феврале текущего года на плановой основе начата работа по подготовке проекта «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь по вопросам исполнительного производства». Нами предложено закрепить в Гражданском процессуальном кодексе максимально подробный перечень прав и обязанностей сторон в исполнительном производстве; исключить срок для добровольного исполнения, поскольку поступление исполнительного документа на исполнение судебному исполнителю свидетельствует о том, что должник в добровольном порядке возложенные на него обязательства не исполнил; изменить очередность удовлетворения требований граждан по возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также морального вреда, отнеся данные требования ко второй очереди.

В целях повышения оперативности исполнения исполнительных документов предложено внести изменения, направленные на увеличение размера удержаний из заработной платы должника и приравненных к ней доходов, по всем видам взысканий с двадцати до пятидесяти процентов.

Предложено также ввести институт декларирования должником своего имущества. Институт принудительного декларирования должником своего имущества позволит в более оперативном режиме выявлять и обращать взыскание на данное имущество, при этом судебным исполнителем не будет затрачиваться время на направление соответствующих запросов в регистрационные органы о наличии у должника имущества (в период рассмотрения которых должник может скрыть свое имущество).

О доверии к судьям и давлении на них

— Считаю, что доверие к судам упало у населения. Как вы относитесь к введению института присяжных заседателей? Возможно ли это у нас в стране? — спросил у министра Валерий Лабищевич из Минска.

— Не могу согласиться с вашим, Валерий, мнением, что у населения упало доверие к судам. Авторитет и значимость судов в нашей стране возрастают. Статистические данные показывают, что люди охотно идут в суд, выбирая именно этот способ защиты своих прав как самый демократичный и эффективный, следовательно, граждане все больше олицетворяют суд как защитника своих прав и интересов.

В настоящее время в рамках реализации Послания Президента о перспективах развития системы общих судов Республики Беларусь, утвержденного Указом главы государства от 10 октября 2011 года № 454, Министерством юстиции совместно с Верховным Судом и другими заинтересованными государственными органами изучается вопрос о возможности введения суда присяжных заседателей.

В соответствии с утвержденным Планом мероприятий по реализации положений Послания Президента Республики Беларусь о перспективах развития системы общих судов рассмотрение данного вопроса запланировано на 2015 год. Для создания условий по осуществлению правосудия с участием присяжных заседателей необходимы значительные организационные и финансовые затраты.

— Уважаемый Олег Леонидович, меня зовут Павел Павлович, я из Минска. Узнал, что ряд судей включены в список лиц, которым запрещен въезд в страны ЕС. Разве это не давление на судей за профессиональную деятельность? Хотелось бы узнать вашу позицию по этому вопросу.

— Спасибо за вопрос, уважаемый Павел Павлович. Да, вы правы: оказание давления в разнообразных формах с целью повлиять на возможность судей действовать беспристрастно при отправлении правосудия является нарушением принципа независимости судей.

Гарантии независимости судей установлены в ряде международных и европейских договоров и документов. Согласно Бангалорским принципам поведения судей, одобренным резолюцией ООН в 2006 году, судья должен осуществлять свою судебную функцию независимо, исходя исключительно из оценки фактов, в соответствии с сознательным пониманием права, независимо от любого постороннего воздействия, побуждений, давлений, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, осуществляемого с любой стороны и преследующего любые цели.

Международным правом запрещается оказание всякого давления на судей. Это подразумевает не только необходимость обеспечения принципа независимости судебной ветви власти в системе разделения властей в каждом государстве, но и недопустимость оказания давления на судейский корпус со стороны иностранных государств.

Считаю, что оказание давления одним государством на судей другого государства представляет собой нарушение общепризнанного принципа международного права по недопущению вмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию той или иной страны.

Система гарантий независимости судей Республики Беларусь соответ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter