При строительстве моста в Рубе строители приписали свыше 14 миллиардов рублей

Развод на мосту

Новый мост над Западной Двиной в поселке Руба получается очень красивым. Транспортная развязка на горке над ним — как смотровая площадка. Строительство началось около полутора лет назад. Помню, как в «Витебскавтодоре» мне рассказывали о том, что для обустройства здесь новой дороги в соответствии с международными стандартами придется вынуть свыше 317 тысяч кубометров грунта (это примерно 24 тысячи рейсов большегрузных авто). Затраты немалые, но зато новая трасса свяжет транспортные артерии в российском, прибалтийском и украинском направлениях.


Новый участок автотрассы вблизи Рубы

Начальник отдела КГК Витебской области Анатолий Звонцов, видя мое восхищение масштабом работ, соглашается: картинка и вправду очень живописная. Большой современный мост — важная деталь в строительстве северо-западного участка обхода областного центра. Юго-западный уже сдан в эксплуатацию несколько лет назад. После завершения всех работ практически сомкнется автокольцо, которое избавит город, расположенный на перепутье международных трасс, от потока большегрузных транзитных автомобилей. 

Вот только, в отличие от журналиста, мой экскурсовод знает и не совсем приятные детали строительной «кухни». Оказывается, в то время как дорожники жаловались на недостаток финансирования, здесь, в Рубе, генподрядчик филиал МСУ-5 ООО «Мостострой» смог списать в никуда огромные суммы средств, выделенных из республиканского бюджета. Несуществующие затраты и завышение стоимости работ достигли 14,3 миллиарда рублей. Как могли не увидеть такую разницу между проектом и реальностью специалисты «Витебскавтодора», которые были обязаны вести технический надзор? Анатолий Звонцов тоже удивляется «слепоте» заказчика:

— Удивительно, но на протяжении 120 рабочих дней технадзор не замечал отсутствия на объекте плавучего крана. А вот документы на оплату отработанных им якобы 960 машино-часов подписали без проблем. И тем самым подарили партнеру почти миллиард рублей. Интересно, что плавучий кран в то время вообще применяться не мог: в Западной Двине был слишком низкий уровень воды. 

— А вот этот лес, — Анатолий Александрович показывает на зеленый массив вдоль дороги, вырублен еще несколько месяцев назад. В количестве почти полутысячи деревьев. Здесь по проекту должен был располагаться склад заказчика. Работы по валке леса оплачены, вот только березы да ольха как росли, так и растут.



Мы идем дальше, и на каждом шагу — продолжение истории. Вот здесь в дно реки забивали специальные шпунты под будущее бетонирование. Вместо тех материалов, которые были запланированы проектом, закупили другие. Подешевле и полегче. Плюс использовали их не по четыре раза, как положено, а всего по одному. В итоге дополнительно мостостроевцы получили почти 9 миллиардов рублей. 

Экономить бюджетные деньги, судя по всему, никто не собирался и при проектировании объекта. Например, для устройства рельсовых путей были предусмотрены новые рельсы, шпалы, костыли, накладки. Для других работ — всевозможные новые металлоконструкции. Возможность использования бывших в употреблении материалов вообще не рассматривалась. Но в итоге подрядчик делал все это из того, что было под рукой. Сэкономил. Но только для себя — заказчик, как вы и догадались, опять «не заметил» столь рационализаторского подхода и оплатил стоимость новых материалов. А это еще около 5 миллиардов рублей. Такая же ситуация была и с опалубкой. Списывали новую — использовали свою собственную. Причем инвентарную — многоразовую. 

Да и вообще объект в Рубе планировали с размахом. Мягко говоря, не всегда обоснованным.


Анатолий ЗВОНЦОВ: «Этот лес, по бумагам, вырублен несколько месяцев назад»

— Вроде бы похвальная инициатива — обеспечить этот участок трассы специальной системой управления содержанием автомобильной дороги, — рассуждает Анатолий Звонцов. — То есть прямо в офисе можно будет отслеживать гололед, температуру и другие показатели, принимать решение о подсыпке, очистке от снега. Но… Во-первых, обслуживанием дороги занимается ДЭУ, у которого уже есть аналогичная система. Зачем «Витебскавтодору» дублировать работу своего же подразделения? А во-вторых, для устройства такой системы нужно было проложить 11 километров (!) оптико-волоконной линии связи, установить в офисе заказчика немаленький комплект оборудования. Общая стоимость такой инициативы, вошедшей в проектно-сметную документацию, — свыше 42 миллиардов рублей! В итоге Комитет государственного контроля Витебской области вынес предписание о внесении изменений в проект объекта. Потребовал исключить из него работы, связанные с прокладкой кабеля связи и оборудованием дополнительного места приемки информации. Это позволит сэкономить средства на сумму не менее пяти с половиной миллиардов рублей. Проект уже корректируют.

В настоящее время ущерб, который понесло государство в результате бесхозяйственного тандема заказчика и генподрядчика, частично компенсирован. Материалы проверки переданы в правоохранительные органы. Виновные должностные лица, вне сомнений, будут наказаны. По плану новый участок автотрассы в Рубе сдадут в эксплуатацию уже в следующем году. Но сделать еще предстоит немало. А потому очень хочется надеяться, что в дальнейшем и генподрядчик, и заказчик, согласовывая свои действия, будут руководствоваться сугубо государственными, а не частноведомственными или какими-либо другими интересами. Ведь как бы то ни было, а строительство новых дорог и мостов не только дело нужное, важное, но и ответственное.

a_veresk@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter