Министр экономики — о санкциях в отношении Беларуси, плане Правительства и росте экономики

Развивать новые рынки

В Беларуси просчитываются разные модели воздействия санкций на отрасли экономики и возможности для ответной реакции. Министерство экономики оценивает факторные модели, анализирует, какие возможности есть у отраслей, чтобы реагировать на такие вызовы. Соответствующие группы в Правительстве работают над этой темой. Что касается причин введения санкций в отношении нашей страны, то они связаны не с политическими вопросами, а с тем, что экономика Беларуси выстояла, в то время как Европа из-за локдауна несла большие убытки. Об этом заявил министр экономики Александр Червяков в интервью телеканалу ОНТ.

Взвешенная позиция

Александр ЧЕРВЯКОВ.
К санкциям Запада, по словам Александра Червякова, Беларусь относится спокойно:

— С одной стороны, это вызов, а с другой — возможность для нашей экономики посмотреть под другим углом на новые рынки, новых партнеров. И мы достаточно активно работаем в этом направлении. Как раз наш план, о котором сейчас много говорят, направлен на то, чтобы развивать новые рынки. Это поворот к Азии.

При этом, конечно, будут иметь место некоторые потери в виде издержек, когда потребуется перенаправить товарные потоки.

Основные каналы, по которым снивелируют потери и источники этих потерь, — это те издержки, связанные с временными затратами и временным периодом, когда надо перенаправить товарные потоки. И вот эти издержки как раз могут составить одномоментно до трех процентов ВВП.

Александр Червяков также подчеркнул, что во время всеобщего локдауна Беларусь не закрылась, предприятия не потеряли темп. Хотя и были проблемы с транспортировкой грузов, сбыта по определенным направлениям. Но люди продолжали работать и не теряли компетенцию.

За 2020 год экономика просела на 0,9 процента. В то время, когда наши торговые партнеры проседали на три и шесть процентов. Поэтому одной из причин, почему ввели санкции именно сейчас под предлогом каких-то политических вопросов, является экономика.

Если проанализировать мировой опыт применения подобных мер, то ни одни санкции не достигали своих политических целей. Но под этими санкциями скрывалось другое — вопросы, связанные с разделением рынков, выталкиванием конкурентов. И эти же процессы мы видим сегодня в отношении Беларуси.

Очевидные причины

Министр экономики также обратил внимание, что еще до принятия санкций активно накручивалась тема вокруг БелАЭС: не покупать у Беларуси электроэнергию, запретить продавать ее на экспорт. А после локдауна процессы активизировались, ведь Беларусь смогла быстро мобилизоваться в отношении поставок нефтепродуктов. Минск в добавок превратился в крупный воздушный хаб и стал перетягивать на себя пассажиропоток в сфере авиаперевозок.

— И когда изучаешь эти аспекты, возникает вопрос — для чего это нужно? Поэтому для защиты государственных интересов нами был разработан план ответных мер. Тем не менее Беларусь все еще надеется на прагматизм наших партнеров, верит, что они все же нажмут на стоп-кран и приостановят все эти действия в отношении нашей страны.

Уверенный рост

— За пять месяцев мы приросли на 3,1 процента и, по сути дела, перекрыли то падение, которое было в 2020 году. И к 2019-му, достаточно успешному, году вышли с приростом в 1,2 процента. То есть экономика сработала с плюсом. Это говорит о том, что у нас есть потенциал. Импульс, заложенный в 2020 году, дал возможность быстрее войти в рынки, на которых наши конкуренты немножко отстали. Плюс государство выполняет свои социальные обязательства. Стабильность в экономике предопределилась теми решениями, которые были приняты Главой государства в 2020-м, — не закрывать экономику.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter