Как будет развиваться экономика в следующем году и на какие точки роста следует опираться

Развитие экономики. Цели и средства

2021‑й — стартовый год новой пятилетки. И очень важно сразу набрать хороший темп развития экономики. Каким путем будет развиваться страна, уже скоро обсудят на Всебелорусском народном собрании. Главные целевые ориентиры определены — повышение благосостояния и достижение высоких стандартов жизни населения страны. Они отражены в программе деятельности Правительства на 2021—2025 годы, которую в начале декабря в Парламенте представил Премьер‑министр. Это дорожная карта реализации ключевых задач пятилетки. А на прошлой неделе на совещании у Президента обсудили проекты прогнозных документов на 2021 год. Правительство предлагает сосредоточиться на социальной стабильности и задачах, которые ее обеспечивают: рост доходов, сдерживание цен на социально значимые товары, строительство жилья, контроль уровня безработицы. Этот подход Александр ­Лукашенко поддержал. Как будет развиваться экономика в следующем году, на какие точки роста следует опираться и за счет чего возможно реализовать поставленные задачи? Об этом мы поговорили с Александром Червяковым, министром экономики, Галиной Лагуновой, заместителем председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике, и Валерием Байневым, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой инноватики и предпринимательской деятельности БГУ.

Чем завершаем этот год?

Александр Червяков:
Так, с запуском ­БелАЭС открываются широкие возможности для развития электроиндустрии, производства электротранспорта. Есть резервы и компетенции в медицине и фарминдустрии. В 2021 году начнут реализовываться новые инвестиционные проекты, связанные с робототехникой, приборостроением, производством композитных материалов. Все они имеют кумулятивный и мультипликативный эффект, фактически потянут за собой смежные отрасли. 
А. Червяков: Со спадом экономической активности столкнулся весь мир. Пандемия поставила на грань выживания целые отрасли, а бизнес‑менеджмент — перед неопределенностью в выборе направлений инвестирования. И эти неблагоприятные внешние факторы не могли не затронуть нашу открытую экономику. В то же время благодаря принятому Главой государства решению не закрывать производства удалось заметно смягчить последствия эпидемии для предприятий и в целом для экономики. Ее снижение оказалось меньше, чем у наших основных партнеров. Начиная с июля ежемесячная динамика ВВП стала восстановительной. Причем это восстановление происходит в результате реальных продаж, в том числе на экспорт.

Сегодня, если говорить об экономике в целом, более четверти отраслей находится в положительной зоне, то есть идет устойчивый рост строительства, сельского хозяйства, IT‑сферы. Продолжает восстанавливаться промышленность. В непростых экономических условиях удалось обеспечить бесперебойную работу предприятий, не допустить массового высвобождения работников.

Однако в ряде секторов — транспортная деятельность, гостиничный и туристический бизнес, общественное питание, сфера спорта и развлечений — сохраняется влияние уже второй волны пандемии. Понимая это, мы подготовили предложения по продлению срока действия основных норм Указа № 143.

Несмотря на ограниченные финансовые возможности по поддержке экономики, в непростой ситуации Беларуси удалось обеспечить минимальное снижение ВВП не только среди соседей, но и в целом в Европе. Мы оцениваем, что по итогам года он составит не менее 99 процентов.

Г. Лагунова: Итоги работы 2020 года нужно рассматривать через призму как внешних, так и внутренних факторов, в том числе связанных с пандемией. И здесь, несмотря на невыполнение основных прогнозных показателей, в целом работу экономики страны следует признать успешной.

Александр Викторович уже отметил, что, по оценкам Правительства, ВВП по итогам года составит порядка 99 процентов. И даже при таком результате Беларусь сохранит лидирующие позиции по росту экономики как среди соседей, так и в целом по Европе. В частности, темпы роста в промышленности вплотную приблизятся к уровню 2019 года, а такие сферы, как сельское хозяйство, строительство, связи и информатизации, финансовый сектор, сработают с положительным результатом.

Что же касается Указа № 143, считаю, что его необходимо в обязательном порядке продлить, исходя из реально складывающихся условий ведения бизнеса.

Валерий Байнев:
— Даже самые развитые страны мира с их «божественной» рыночной экономикой в 2020—2021 годах, по мнению специалистов того же Всемирного банка, покажут снижение своего ВВП на 2,1 процента. Поэтому изо всех сил навязываемый нам тезис о «роковой ущербности» белорусской социально‑экономической модели не выдерживает никакой критики.
В. Байнев: Согласно выводам экспертов Всемирного банка, мировая экономика в 2020 году продемонстрирует глубокий спад на 5,2 процента — самый большой за последние десятилетия. В наиболее развитых странах мира указанное падение экономики ожидается еще глубже — до 7 процентов. Все это закономерно приведет к росту безработицы, снижению доходов людей, росту бедности на планете, обострению внешнеполитических и внутренних социальных противоречий во многих регионах мира. Происходящие ныне в мировой экономике события — это уже не просто мировой экономический кризис и даже не очередная Великая депрессия. Это, если хотите, мировая экономическая война, которая, как это и положено мировым войнам, будет длиться не год и не два, испытывая на прочность и выносливость все ныне существующие модели социально‑экономических систем.

Социальные ориентиры

А. Червяков: У Главы государства рассматривались прогнозные документы на 2021 год: указ и Целевой план действий. Готовя их, мы исходили из понимания, что мир уже не вернется в доковидное состояние. С пандемией нам придется жить. И в условиях ограничений, ужесточения конкуренции, всплеска протекционизма мы можем полагаться только на собственные силы. Структурно проект указа состоит из социального и экономического блоков.

Социальный блок затрагивает вопросы, которые больше всего волнуют население: доходы, цены, занятость, жилье. Ключевая задача — обеспечить социальную стабильность, рост благосостояния.

Что касается доходов населения, то в 2021 году они должны вырасти более чем на 7 процентов в номинальном выражении. Вторая задача — не допустить увеличения цен на социально значимые товары выше уровня инфляции. Речь идет о тех товарах, которые наиболее часто встречаются в корзине потребителя: продовольствие, лекарства и так далее. Третья — рынок труда: уровень безработицы не должен превысить 4,4 процента. Четвертая задача — жилье. Речь идет в первую очередь о нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для них планируется построить с господдержкой не менее 1 миллиона квадратных метров жилья.

В. Байнев: Искренне радует, что будет не просто сохранена, но усилена социальная ориентация стратегии развития нашей страны. К сожалению, сегодня лишь единичные страны вместе с Беларусью пришли к осознанию того, что человек — это не средство для получения прибыли, а главная цель функционирования экономики. В людях ее истинная сила, они — подлинный фундамент ее эффективности и конкурентоспособности. Поэтому сдерживание роста цен, строительство жилья, развитие внутреннего рынка, обеспечение занятости — это отнюдь не обыденная рутина, но приоритет приоритетов стратегии нашей победы в мировой экономической войне.

Галина Лагунова:
Производство ориентировано на высокие стандарты качества, созданы хорошие условия для работающих граждан, низкий уровень безработицы и высокая степень социальной поддержки — это и есть главные плюсы. А экспортная ориентированность экономики наряду с ростом внутреннего потребительского рынка делает ее более стрессоустойчивой. 
Что касается доходов населения, то в 2021 году они должны вырасти более чем на 7 процентов в номинальном выражении. Вторая задача — не допустить увеличения цен на социально значимые товары выше уровня инфляции.
Г. Лагунова: Что касается строительства жилья, особое внимание будет уделено увеличению объемов строительства арендного жилья и снижению его стоимости. Ведь такое жилье — это не только крыша над головой, но и возможность быть более мобильным, не привязанным к квадратным метрам, отпадает необходимость искать работу рядом с квартирой, зная, что поблизости от хорошей работы будет возможность снять арендную.

Особо это удобно для молодежи. Большинство молодых людей не обладает достаточными средствами для покупки жилья. Зачастую съемное жилье для них — единственный выход. А гибкость съемного жилья помогает молодым людям в карьере, которая может потребовать смены места жительства.

На совещании, о котором упомянул Александр Викторович, Президент в очередной раз обратил внимание и на необходимость сдерживания роста цен. Сегодня к вопросу контроля по недопущению роста цен на социально значимые товары подключены и профсоюзы, и депутаты местных Советов, и парламентарии. Здесь важно найти компромисс. Сдерживание цен в магазинах, с одной стороны, защищает социально уязвимые категории граждан, но с другой — может привести и к дефициту товаров. Поэтому здесь нужно дать возможность предприятиям сократить издержки относительно безболезненным способом. Бизнес, в свою очередь, должен быть в данном случае социально ответственным и чутко реагировать на меняющуюся ситуацию и просьбы власти. Чтобы экономика показывала положительные темпы роста, инфляция должна составлять пять — семь процентов. И у нас в стране есть все инструменты для сдерживания инфляции в границах, допускающих прирост ВВП.

На какие точки роста опираться?

А. Червяков: Что касается экономического блока проекта указа, то он направлен на запуск нового инвестиционного цикла для восстановления экономики. Для реализации указа разработан Целевой план действий, который мобилизует все имеющиеся ресурсы для его стимулирования.


Мы рассматриваем как минимум три рычага управления. Первый рычаг — это максимальное раскрытие потенциала отраслей. Речь идет о развитии углубленной переработки местного сырья. Это наш резерв для роста. Как пример — изо льна можно получать как минимум 20 видов продукции для легкой и пищевой промышленности, использовать их в производстве композитов, лекарств, порохов. Большой резерв имеем в переработке древесины. Не полностью используем потенциал торфа, переработки кожевенного сырья и твердых коммунальных отходов. А это все новые предприятия и производства. Далее — формирование новых отраслей экономики.

Второй рычаг — внутренние резервы развития. Их несколько. Во‑первых, сбережения населения. Стоит задача вовлечь их в экономику: в долгосрочные банковские вклады, строительство собственного жилья, покупку земельных участков, развитие малого бизнеса. Во‑вторых, работа с инвесторами. Для них будут созданы условия, позволяющие снизить риски и издержки при реализации инвестиционных проектов. Чтобы лучше понять, чего ждут инвесторы, Правительство создаст консультативный орган — Совет по инвестициям. В‑третьих, упрощение налогового законодательства, цифровизация процессов перемещения товаров и их продаж.

Третий рычаг — формирование внутреннего спроса через реализацию социального блока указа, а также развитие медицинского обслуживания, образования, потребительского кредитования. И, конечно же, экспорт. Более активно и широко станут использоваться механизмы финансовой и страховой поддержки. На базе Банка развития будет создан Центр по развитию экспорта — единый национальный оператор. Он будет заниматься исключительно вопросами продвижения поставок продукции за рубеж, помогая и государственным, и частным компаниям.

В своей работе мы будем базироваться на отраслевом подходе, нацеливая соответствующие госорганы на показатели прибыльности и экспорта, выстраивая ее по принципу проектного офиса, определяющего цель, постановочные задачи, ресурсы, сроки и конкретных реализаторов.

Г. Лагунова: Что касается 2021 года, то, на мой взгляд, необходимо активизировать работу по наращиванию инвестиций. Одним из направлений привлечения инвестиций могут быть законодательно закрепленные механизмы, обеспечивающие оставление в местных бюджетах части средств, полученных от республиканских налогов, уплачиваемых бизнесом на соответствующей территории. К примеру, налог на прибыль и НДС. Причем указанные денежные средства должны быть использованы для дальнейшего развития инфраструктуры, создания привлекательных условий для инвестирования, поддержки и развития бизнеса на соответствующих территориях.

Не следует забывать и о развитии традиционных отраслей экономики. Беларусь сумела сохранить со времен СССР промышленную направленность экономики, не стала сырьевой или аграрной страной, как многие другие постсоветские республики. У нас создан мощный сектор государственных предприятий, составляющих основу экономики, а структура производства и торговли в стране хорошо диверсифицирована в разрезе отраслей.

Главным же фактором роста заработной платы, львиная доля которой и приходится на доходы населения, является повышение производительности труда. А этого можно достичь лишь путем повышения технического уровня производства за счет внедрения прогрессивного оборудования, механизации и автоматизации производственного процесса, модернизации оборудования и оснастки, обеспечения потребности в кадрах необходимой квалификации, экономической оценки затрат и результатов труда.

Одним из способов прироста доходов должно послужить стимулирование деловой и инвестиционной активности экономических агентов, прежде всего на основе достижения не количественных, а качественных показателей экономического развития.


В. Байнев: Судя по всему, грядущий год, равно как и нынешний, будет весьма непростым. Соперничество между мировыми державами, вступившими в острую фазу борьбы за очередной передел сфер влияния, день ото дня будет только нарастать. Уже давно ставшие обыденностью торговые войны, взаимно уничтожающие санкции, стремление дестабилизировать конкурентов снаружи и изнутри — всего этого будет в избытке. И без того огромный экономический ущерб от указанной битвы титанов многократно усилит нынешняя коронавирусная пандемия.

Разумеется, все негативные процессы, увы, уже затронули и со всей очевидностью не обойдут стороной и в будущем нашу расположенную в самом центре европейского «театра боевых действий» Беларусь с ее открытой, завязанной на экспорт экономикой. Поэтому вполне правомерно было ожидать, что руководство нашей страны даст околонулевой или даже умеренно отрицательный прогноз динамики отечественной экономики в следующем, 2021 году. Однако Правительством официально обнародован проект целевого прогноза социально‑экономического развития страны на 2021 — 2025 годы, согласно которому уменьшение белорусского ВВП на 0,6 процента в текущем году сменится его ростом на 1,8 процента в году грядущем.

Много это или мало? Как водится, внутренние оппоненты нашей власти, изначально воспринимающие в штыки любые ее начинания, злорадно закивали в сторону аналогичного прогноза того же Всемирного банка. Ведь согласно выводам его экспертов, в 2021 году прирост мирового ВВП будет заметно выше — аж целых «принципиально невозможных» для «безнадежно ущербной» белорусской экономики 4,2 процента! Однако следует учесть, что столь солидный рост мировой экономики ожидается после ее нынешнего куда более внушительного обвала. Так, легко подсчитать, что по итогам двух лет в Беларуси прогнозируется экономический рост чуть более 1 процента, в то время, когда миру грозит аналогичный по величине спад. И даже самые развитые страны мира с их «божественной» рыночной экономикой в 2020 — 2021 годах, по мнению специалистов того же Всемирного банка, покажут снижение своего ВВП на 2,1 процента. Поэтому изо всех сил навязываемый нам тезис о «роковой ущербности» белорусской социально‑экономической модели не выдерживает никакой критики.

Думается, что 2021 год имеет неплохие шансы стать не просто переломным (от спада к росту), но и, что называется, «разгонным» для белорусской экономики. Надежду на это вселяет, например, то, насколько четко и по‑научному верно обозначен главный стратегический приоритет дальнейшего развития страны — не просто количественный рост, но качественное развитие национальной экономической системы.

Это однозначно следует из того, что, во‑первых, намечен опережающий рост инвестиций в основной капитал, прежде всего в его качественное обновление на современной технологической основе. Так, после их ожидаемого снижения в нынешнем году примерно на 1 процент планируется, что в наступающем году объем капитальных инвестиций вырастет на 2 процента, а за пятилетку 2021 — 2025 годов — почти на четверть.

Перед экономикой поставлена, казалось бы, традиционная для Беларуси задача методичного наращивания экспорта. В частности, после прогнозируемого его спада в нынешнем году примерно на 15 процентов белорусский экспорт начиная с 2021 года должен прирастать на два — четыре миллиарда долларов ежегодно. Однако и в данном случае наряду с улучшением количественных показателей экспорта, пожалуй, впервые столь четко обозначена задача его качественной трансформации, а именно — удвоения продажи за рубеж товаров и услуг, относящихся к сфере высоких технологий. С учетом инвестиционного приоритета указанная проблема повышения уровня технологичности белорусской экономики вполне разрешима.

sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter