Пятый день войны. Для практической организации диверсионной работы в тылу противника в полосе Западного фронта направлена группа офицеров, которую возглавил полковник Свирин. Офицеры самолетом доставлены в район Могилева. Среди них — капитан Банов, один из организаторов особой разведывательно-партизанской части Западного фронта.
Ивану Банову через несколько месяцев удалось создать из местных жителей агентурно-диверсионную сеть на железнодорожных коммуникациях и в крупных населенных пунктах в зоне действия отряда. Большая часть созданной сети была нацелена на добывание разведывательных сведений в интересах Центра. Приоритет отдавался внутренним диверсиям на объектах противника.
К октябрю 1942 года разведывательно-диверсионная работа в новом районе была хорошо выстроена. Только с 1 мая по 10 ноября 1943 года партизанами соединения было совершено 337 крушений воинских эшелонов. Уничтожено более 2 тысяч гитлеровцев и их пособников, взорвано 13 железнодорожных мостов, еще 18 деревянных — сожжено. В марте 1944-го оперативный центр Черного форсировал Западный Буг и взял под наблюдение коммуникации и объекты противника в районе Варшавы, Демблина, Лукова, Люблина.
При этом добываемые разведданные были не только оперативными, но порой и вовсе уникальными. «Разведчики Черного, — писал один из руководителей советской военной разведки Леонид Бекренев, — первыми сообщили в Центр о прохождении на Восточный фронт новых танков и самоходных установок — «Тигр», «Пантера» и «Фердинанд», передали их тактико-технические данные, проследили движение эшелонов с новой фашистской техникой на центральные участки фронта».
Новинки гитлеровцами усиленно скрывались, поэтому обнаружить их было весьма непросто. Известна радиограмма офицера Михаила Глумова (кличка Гора) в штаб на Булево болото: «13 июня, в одиннадцать ноль-ноль, на станцию Брест прибыл эшелон из Варшавы. В составе эшелона четыре пассажирских вагона и семнадцать платформ с грузом, тщательно укрытым брезентом. Поездная бригада немецкая. Со станции перед прибытием эшелона были удалены все местные рабочие и служащие… Эшелон усиленно охраняется. Во время его стоянки в Бресте к путям и станциям никого не подпускали. Установить характер груза не удалось».
Все бригады соединения тут же получили распоряжение Ивана Банова проследить за движением брестского эшелона и определить характер груза. Из Барановичей подпольщик Хрищанович сообщил, что немцы везут не пушки, а танки. С его слов разведчики доложили в Москву, что танки эти выглядят приземистыми, у них длинные пушки крупного калибра и необычайно широкие гусеницы. Центр остался недоволен общими характеристиками, потребовал конкретики. Вскоре партизанские разведчики установили, что германская армия получила новые, практически неуязвимые боевые машины. Их лобовая броня достигает 10 см, а боковая и задняя — 5, на вооружении они имеют 88-миллиметровые пушки, а вес их — 60 тонн. Москва выразила разведчикам благодарность: сведения о «Тиграх» были получены впервые.
Только на железных дорогах за период с 12 июля 1942 года по 1 января 1943-го было совершено 175 крушений воинских эшелонов противника. Наиболее громкий резонанс в этот период вызвал взрыв, случившийся 16 ноября 1942 года в Микашевичах. Здесь в результате диверсии в кинотеатре было уничтожено, по разным данным, от 125 до 150 оккупантов.
Разведчики воинской части № 44388 первыми обнаружили и знаменитые ФАУ. Началось все с радиограммы Черного в Центр, отправленной 25 мая 1944 года: «В районе Хелма (город в составе Люблинского воеводства Польши. — Прим. ред.) в местечке Фысув разведчики под командованием Моисеенко наблюдали полет и взрыв больших необычных «торпед». Взрыв был огромной силы. Никому прежде подобное оружие наблюдать не приходилось. Разведчики Моисеенко выходили на место взрыва «торпед». Воронка в диаметре — около ста метров, вокруг выжжены деревья, кустарники, земля».
Так было обнаружено новое оружие — самолеты-снаряды ФАУ-1 (V-1, прообраз современных крылатых ракет. — Прим. ред.). Иван Батов писал об этом: «15 апреля Володя Моисеенко, тот самый, который в новых условиях, после провала, возглавил в Житковичах разведку, молодцеватый, никогда не унывающий донской казак, пробирался с бойцами ночью на связь с хелмскими разведчиками, услышал внезапно возникший в небе страшный гул. Звук чем-то напоминал рокот авиационного мотора и в то же время не подходил на него. Володя остановил бойцов. Гул внезапно оборвался. Минуту спустя высоко в небе полыхнуло пламя. Оно осветило длинный сигарообразный предмет, похожий на торпеду. Из хвоста его вырвался шлейф густого дыма. «Торпеда», клюнув носом, с раздирающим воем ринулась к земле. Последовал глухой удар. А после десяти томительных секунд тишины громыхнулся колоссальный взрыв!»
Ответ Центра на радиограмму гласил: «Сведения о «торпедах» получены впервые и только от вас. Приказываем приложить все усилия для выяснения типа этих снарядов, их устройства и места производства». Через две недели разведчики сообщили в Москву: «По проверенным данным воздушные «торпеды», вернее ракеты типа ФАУ, производятся на заводе Сталево-Воля. Завод построен до войны, а в настоящее время он расширен, выпускает пушки и другие виды артиллерийского вооружения. Ракеты ФАУ действуют на жидком горючем. По словам рабочих и охраны завода, ракеты используются против Англии».
РАДИОГРАММА
Сов. секретно.
Москва. Центр.
Радиостанция «Слива» 2.11.42 г.
23.10 на восток через Барановичи проследовало 11 эшелонов, что составляет 390 вагонов. Из них — 77 вагонов с войсками, 5 платформ средних танков, 280 платформ грузовых автомашин, 72 закрытые платформы, 10 платформ мотоциклов, 2 платформы полевой артиллерии, 13 вагонов дерева, 3 — пустых. На запад проследовало 11 эшелонов — 195 вагонов. Из них 113 вагонов с войсками, 16 закрытых, 3 с деревом, 10 платформ автомашин.
Черный
Михаил Хильман, член Совета БОО «Ветераны военной разведки»