Режиссер и продюсер Ренат Давлетьяров об успешной формуле зрительского кино

Разум сильнее тела

Ренат Давлетьяров неделю работал в жюри на «Лістападзе» и показал свой новый фильм «Летчик» в Доме кино

Вчера в прокат, в том числе белорусский, вышел новый фильм «Летчик» известного режиссера и продюсера Рената Давлетьярова. Собирательный образ главного героя Николая Комлева, которого исполнил популярный актер Петр Федоров, основывается на судьбах таких летчиков, как Алексей Маресьев, Леонид Белоусов, Георгий Кузьмин, Иван Любимов и других.

В этом году Давлетьяров был председателем жюри основного конкурса игрового кино XXVII Минского международного кинофестиваля «Лістапад». Перед премьерой он поделился с нами своим ощущением от фестиваля и текущих процессов в киноиндустрии.

Первым делом — самолеты


— Ренат, вы не первый раз работаете с актером Петром Федоровым. В чем его уникальность как исполнителя?

— Да, работаем с ним вместе в четвертый раз. Петя — замечательный артист, который может формировать себя как скульптор. Например, на этой картине он сходу предложил мне снимать все последовательно: авария, посадка, борьба за жизнь, возвращение… К концу пути актер потерял 18 килограммов. Он очень щепетильно относится к гриму, деталям костюма. Если соглашается на съемки, то отказывается от всех остальных предложений на время работы и сосредотачивается только на своем образе.

— Тем не менее для вас было принципиально наряду с другими локациями снимать и в Новгородской области — практически в тех же местах, где был сбит Маресьев?

— Нет, режиссер должен думать прежде всего о перспективах кадра. Я бывал на Валдайской возвышенности и раньше. Писатель Александр Дюма называл эти места русской Швейцарией. Там потрясающие холмистые леса, неровные, интересная фактура для кино. Однажды заехал в окрестности деревни Рабежи Демянского района Новгородской области. Церковка там разрушенная, много, к сожалению, брошенных домов… Погуглил — оказалось, что в трех километрах от нее был сбит Маресьев. Решил, что это хороший знак.

После искали госпиталь для съемок. В Москве все уже отреставрировано, случайно нашли в 20 километрах от МКАД в деревне Суханово госпиталь в усадьбе на берегу пруда. Рядом маленькая школа. В спецхране библиотеки находятся фолианты XVIII века в прекрасном состоянии и под охраной. Местная хранительница мне сказала: «А вы знаете, что это дом князя Болконского из романа «Война и мир»? Здесь ночевал Лев Толстой». Я, как говорит молодежь, фанат романа Толстого. Немедленно прошелся по всем комнатам — действительно совпадает. А еще после войны в этой усадьбе был реабилитационный госпиталь для летчиков, где восстанавливался после ранения и Алексей Маресьев. У меня мороз шел по коже, когда Бог приводил нас в такие места.

Стереотип вместо мифа

— Ренат, какое впечатление осталось от конкурсной программы «Лiстапада»?

— Было несколько фильмов, написанных как будто по одному сценарию: разрушенная семья, рефлексия подростка, преданные дружба и любовь… Я преподаю во ВГИКе, у меня своя режиссерская мастерская. Как-то дал студентам задание на лето: написать сценарий фильма на 7—8 минут на тему «Осень». Осень как время года или осень жизни — трактуйте эту метафору как угодно. Боже, я получил 12 «шекспировских» историй со смертями и всяческими ужасами! У сегодняшних молодых людей совершенно апокалиптическое сознание. Говорю им, вы замахиваетесь на самое важное, что происходит в жизни человека: рождение и смерть. Смерть — важнейшее событие, а вы подходите к ней так походя, считая чем-то несерьезным.

— Как постсоветский кинематограф воспринимается сегодня на Западе?

— У западного зрителя есть свой стереотип в отношении нашей жизни: медведь, балалайка, водка, проститутки, пьяные попы, грязные улицы. Публично называть коллег не буду, но тот, кто так снимает, тот и попадает на западные фестивали. Они не снимают фильмы на Никольской улице или на Патриарших прудах, не снимают в центре Москвы или в прекрасном Минске, в котором я не был с 2015 года. Как-то проснулся рано утром и погулял по вашей столице: фантастический город! Чистые улицы, рестораны, кафе, отреставрированные дома. Но те, кто хочет поехать на западный фестиваль, не будут снимать кино в центре Минска, они поедут на окраину, найдут там помойку и чего-нибудь слепят. Мне про это мой друг режиссер Станислав Говорухин давно говорил. Я все думал, что он преувеличивает. Но потом понял, что Станислав Сергеевич был прав.

— Какие задачи вы сегодня решаете как руководитель Гильдии продюсеров России?

— Как таковых оперативных задач нет. Гильдия — общественная организация. В начале нашей работы существовали огромные системообразующие проблемы, независимые от кинематографистов, и мы их решили. Сначала наняли юристов и ввели продюсерскую деятельность в правовое поле — Госдума приняла закон о кино. Кроме того, снизили чудовищный уровень пиратства, который просто разорял кинокомпании. В 2013 году 20 продюсеров, в том числе и я, поехали к Президенту Владимиру Путину в Сочи и рассказали о ситуации. В результате был принят закон о блокировке пиратских сайтов, Роспотребнадзор стал их закрывать. Понятно, еще что-то проскальзывает, но не в таких адских масштабах.

ИЗ ДОСЬЕ

Ренат Давлетьяров начал работу в кино на «Мосфильме» в качестве постановщика декораций, в том числе на культовых картинах «Курьер» и «Асса». В 1989 году стал директором картин. В 1994-м возглавил киностудию «Круг». С 1999 по 2006 год — генеральный директор Московского международного кинофестиваля. Руководит Гильдией продюсеров России. Работал над созданием более 30 картин, среди которых «Ирония любви», «А зори здесь тихие…», «Стрелец неприкаянный», «Стальная бабочка» и другие.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter