Кто ты такой? Ты — возлюбленный Божий и призванный святой!

Разреши тебя полюбить

Удивительно, но слово «христианин» всего лишь три раза встречается в Писании: дважды в книге Деяний и единожды в Соборном послании Петра. А как же Павел? Апостол Павел не называл себя христианином и к своим ученикам так не обращался. Он пользовался другим словом.

Сегодня мы говорим: «верующий человек», «православный», «христианин», «человек религиозный», «прихожанин» и так далее. А для апостола Павла главным и дорогим именем христианина было «призванный».

В начале двух самых обширных из своих посланий — к Римлянам и Коринфянам — он называет себя «призванным апостолом». Но и к своим читателям он обращается так же: «Вы призванные». Так что призыв звучит чрезвычайно дерзко и вызывающе для православного уха: «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» (Рим. 1:7).

Здесь три важнейших определения: возлюбленный Божий, призванный, святой. Если мы называем себя наследниками апостолов и наша Церковь даже в Символе веры провозглашается апостольской, то три эти характеристики — наши имена, наше самоназвание. Однако смогу ли я написать письмо собрату в вере и подписаться: «Савва, возлюбленный Божий, призванный святой»?

Просто отложите на минутку чтение и произнесите эту формулу, вставив свое имя. Каково? Что вы почувствовали?

— Да ведь это апостолы! Тогда все вокруг были святыми, а мы кто такие? Куда нам, грешникам?

— Но именно это апостол Павел считал нормой для учеников Христа.

Если хотите, эти три определения — формула христианской жизни.

Однако Церковь живет уже не первое тысячелетие, и слово «святой» с каждым веком теряло свое христианское содержание, приобретая все более религиозное. В современном церковном словоупотреблении святой — это человек, достигший вершин духовной жизни, чудотворец, религиозный авторитет, имеющий чаще всего всецерковное признание в виде канонизации. Для первых христиан святой — ученик и последователь Христа, святой Его святостью, праведный Его правдой, любящий Его любовью.

Как святость Христа могла достичь меня? Благодаря подвигам поста и молитвы, многолетним духовным упражнениям и соблюдению устава? Нет! Апостол Павел постоянно говорит о даре праведности, который невозможно заслужить, заработать, стать его достойным. Святой — не значит непорочный и безгрешный. Себя апостол Павел называет первым среди грешников, и это не пустое религиозное кокетство, это слова человека настолько честного, что сложно поставить кого-то с ним рядом. Он святой, потому что живет жизнью Христа.

Перечитайте слова апостола. Только так прочтите, будто видите их в первый раз, позвольте себе свежесть чтения: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:19—20).

То есть Христос умер за Павла? Лично за Павла? Значит, и я, как христианин, могу сказать, что Иисус умер лично за меня, за Савву? Откуда такая самоуверенность?

Кто эти возлюбленные Божии, призванные Христом? Это мы с вами, те самые, кто носит имя христиан. Призванные — это мы. Быть призванным — значит пережить призвание — событие встречи с Богом, Который позвал тебя лично. У апостола Павла это произошло очень ярко и драматично, и он всю свою жизнь возвращался к этой встрече по дороге в Дамаск, отсюда отсчитывал свой христианский век. Однако большинство из нас мало что могут рассказать о своем опыте Встречи, и это не страшно, потому что суть призвания — не громкие чудеса, потрясения и обличения, а откровение Божией любви.

Как узнать, что Господь позвал меня? Призвание — это открытие любви Бога ко мне. Жалко, что так затерлись слова «любовь», «Бог», «откровение» — они совсем перестали отзываться в уме и сердце современного человека, пусть даже и христианина. Но именно с этого начинается моя жизнь во Христе и Христом — Бог любит меня, именно меня, даже в моем грехе и с моими ошибками. И все эти значительные события церковной истории — Рождество Христа, проповедь, Крест, Пасха — это все про меня и ради меня!

После такого открытия у человека должны отрастать крылья. Только где они, крылья наши?

Что Бог и Его любовь! Большинство людей живут жаждой любви и дружбы, мечтают с детства любить и быть любимыми и все же остаются навсегда одиноки, потому что не могут поверить, что их кто-то может полюбить — какой уж тут Бог, если я своим друзьям не позволяю себя полюбить, бегу от их любви и заботы!

Гораздо проще и уютнее мыслить события евангельской истории в другом масштабе — историческом, универсальном, там, где гиганты духа, маги и короли, а кто я такой, чтобы пристраиваться к такому величественному эпосу? Кто ты такой? Ты — возлюбленный Божий и призванный святой — вот кто! И все удивительные библейские события не ради магов и королей, не ради космического равновесия, а для тебя, именно для тебя. Лично тебя Господь позвал, открыв любовь Свою, тебя сделал святым и благовестником. Поэтому все Евангелие — для тебя и про тебя!

Архимандрит Савва Мажуко
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter