К составлению договоров с "мамами напрокат" надо подходить с особой тщательностью

Разрешено всё, что не запрещено

До 15% пар в браке не могут завести ребенка без помощи современных медицинских технологий. Одним из вариантов решения проблемы бесплодия может стать суррогатное материнство. Не будем касаться этических или медицинских аспектов этого явления, отметим лишь, что в Беларуси такой способ продолжения рода был легализован в 2006 году, когда закон дал возможность заключать договоры суррогатного материнства, а в Кодексе о браке и семье появилась соответствующая статья. Законодательство развивалось, и в 2012 году был принят пакет нормативно–правовых актов в сфере суррогатного материнства, положениями которых сегодня руководствуются белорусские нотариусы при заверении договоров между генетическими родителями, с одной стороны, и суррогатными матерями и их супругами — с другой.

Наряду с медиками, определяющими возможность вынашивания и рождения ребенка суррогатной матерью, роль нотариусов трудно переоценить, поскольку договоры суррогатного материнства подлежат в Беларуси обязательному нотариальному удостоверению, и часто именно нотариусам приходится объяснять гражданам степень ответственности, которую они принимают на себя, подписывая документы. В стране наиболее богатая практика заверения соглашений о суррогатном материнстве наработана в 1–й Минской городской нотариальной конторе, ее сотрудница нотариус Валентина Стрех сегодня поможет читателям «СБ» разобраться в нюансах оформления таких договоров.


Фото CORETHICS.ORG

Есть такие гарантии


Основным профильным законодательным актом в Беларуси является Закон «О вспомогательных репродуктивных технологиях». Он определяет суррогатное материнство как один из видов вспомогательных репродуктивных технологий: суррогатной матерью считается женщина, которая по договору суррогатного материнства вынашивает и рожает ребенка, не являющегося носителем ее генотипа.

— Наличие договора — одно из ключевых условий, поскольку в соответствии с нормами Кодекса о браке и семье матерью ребенка, рожденного суррогатной матерью, признается именно женщина, заключившая с суррогатной матерью такое соглашение, — особо подчеркивает Валентина Стрех.  — Поэтому в Беларуси договоры суррогатного материнства обязательно заверяются нотариусами. Это является дополнительной защитой как для генетических родителей, которые могут быть уверены, что получат своего малыша, так и для суррогатной матери, которая имеет гарантии соблюдения своих прав в процессе зачатия, беременности и рождения ребенка.

Белорусское государство защищает права законных родителей, заключивших зарегистрированный нотариусом договор суррогатного материнства. Все участники договора, включая супругов, давшие согласие в установленном порядке, не вправе оспаривать материнство и отцовство ребенка, рожденного суррогатной матерью, — обращает внимание специалист.  — Исключение сделано только для случаев, когда имеются доказательства того, что суррогатная мать забеременела не в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий, а естественным образом.

Желания и возможности


Одного только желания использовать суррогатную мать для рождения наследника в Беларуси недостаточно. У женщины могут быть разные мотивы — боязнь родов, «заточенность» на карьеру и т.д.

— Медики должны подтвердить, что для данной женщины биологическое материнство физиологически невозможно или связано с риском для ее жизни и жизни плода, — к суррогатным же матерям перечень формальных требований гораздо обширнее, отмечает нотариус. Сурмамой может быть женщина в браке, возрастом от 20 до 35 лет и имеющая своего ребенка. Разумеется, у нее не должно быть медицинских противопоказаний к новой беременности, а также проблем с законом.



Что пишут в договорах


В Беларуси могут заключаться как «коммерческие», так и безвозмездные договоры суррогатного материнства. Валентина Николаевна детализирует:

— Соглашение на бесплатной основе может быть заключено между родственниками, к которым в данном случае относят людей, находящихся в кровном родстве и имеющих общих предков до прадеда и прабабки включительно.

Если соглашение носит возмездный характер, то в договоре прописывается стоимость услуги, а также — расходы, связанные с зачатием, беременностью и родами, которые оплачиваются генетическими родителями.

Стандартные формы договоров предъявляют обязательные требования к суррогатным матерям в процессе выполнения их миссии. Скажем, суррогатная мать обязана представить заказчикам исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья и здоровья своего уже имеющегося ребенка, регулярно проходить медобследования.

Важный пункт договора — срок, в течение которого суррогатная мать должна передать генетической матери родившегося ребенка, — особо подчеркивает Валентина Стрех. — Акцент на этом обстоятельстве сделан после сопоставления белорусской и российской практики заключения и исполнения договоров суррогатного материнства. В России суррогатная мать не может быть понуждена к передаче младенца генетическим родителям, что в некоторых случаях порождает проблемы с исполнением таких соглашений.

Одной из обязанностей сурмамы в Беларуси является также соблюдение конфиденциальности.

В кабинете нотариуса


Нотариус разъяснит гражданам все правовые последствия заключения данного договора. Внимание сторон обращается на то, что родителями ребенка, рожденного суррогатной матерью, признаются супруги, заключившие с суррогатной матерью договор. Это влечет для них такие же юридические последствия, как и при рождении ребенка без вспомогательных репродуктивных технологий.

Обе стороны договора должны понимать, что добровольно принимают на себя обязательства. Суррогатная мать должна четко осознавать, что обязана в установленный в договоре срок передать ребенка, то есть она не сохраняет никаких прав и обязанностей по отношению к рожденному ею ребенку. А женщина, заключившая договор с суррогатной матерью, обязана принять ребенка, каким бы он ни родился, а также оплатить услуги, если договор заключен на возмездной основе.

А как в других странах?

Метод искусственного оплодотворения впервые был применен в 1978 году в Великобритании, а первый младенец, выношенный суррогатной матерью, родился в 1986 году в США.

В Казахстане генетические родители оплачивают суррогатной матери ЭКО, а также возмещают все медицинские расходы по обследованию, во время беременности и в течение 56 дней после родов (до 70 дней в случае осложнений). В отличие от Беларуси в России нотариально удостоверять договор о суррогатном материнстве необязательно, что на практике создает проблемы с его исполнением.

Либеральное отношение к этому вопросу в Великобритании, Греции, Дании, Австралии, Испании, Канаде, Нидерландах, в некоторых штатах США, Швеции. Там разрешено так называемое альтруистическое суррогатное материнство, когда заказчики покрывают суррогатной матери только медицинские и прочие расходы, непосредственно связанные с зачатием, беременностью и родами, а суррогатная мать не может претендовать на дополнительное вознаграждение.

v3282726@yandex.by

Советская Белоруссия № 214 (25096). Суббота, 5 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter