Разочарование Европы

Конец мая породил в среде экспертов и аналитиков очередную волну разговоров о неминуемом крахе единой европейской валюты и Европейского союза вообще.

Конец мая породил в среде экспертов и аналитиков очередную волну разговоров о неминуемом крахе единой европейской валюты и Европейского союза вообще.

Попытки Брюсселя спасти оказавшиеся в кризисе страны юга континента вызывают все большее раздражение у налогоплательщиков не только стран-доноров, вынужденных фактически кормить менее успешных партнеров, но и у граждан тех государств, которые остро нуждаются в финансовой помощи. Последних возмущают меры жесткой финансовой экономии, которую навязывает им Брюссель. Протестуя против подобной политики, недовольные устраивают массовые акции протеста, нередко заканчивающиеся погромами и столкновениями с полицией.

Впрочем, пока о выходе из союза на официальном уровне еще никто не говорит. Исключением здесь является стабильная во всех отношениях Великобритания. Она не входит в еврозону, но недовольна политикой Брюсселя, проводимой на континенте. Еще в начале текущего года премьер-министр страны Дэвид Кэмерон заявил о намерении Лондона провести в ближайшие годы референдум о выходе из ЕС. Согласно недавним исследованиям, сейчас подобную идею поддерживает почти 40 % жителей Туманного Альбиона. В случае ухудшения ситуации в Старом Свете позиции сторонников партии независимости еще более усилятся.

В Португалии и Испании, где безработица охватила уже четверть населения, недовольны давлением Еврогруппы, призывающей местные правительства к жесткой экономии и реформам в обмен на финансовую помощь. В результате банки необходимые им средства получают. Граждане же остаются ни с чем и десятками тысяч выходят на улицы. Столкновения манифестантов с полицией в последний год стало для Испании обыденным явлением.  В соседней Португалии, одной из первых принявшей жестокие условия Брюсселя, в обществе активно обсуждается идея отказа от евро и возвращения эскудо.

Чемпионом по недовольству ЕС можно назвать Грецию. С момента начала кризиса в этой стране сменилось уже несколько правительств, но массовые акции протеста так и не утихают. Гигантский внешний долг без помощи Европы Афинам погасить не под силу. Следовательно, мерам жесткой экономии ей следовать необходимо. Однако граждане страны таким положением вещей недовольны и считают, что проще порвать со всеми европейскими институтами, чем выполнять требования об экономии. Особенно сильно в этой связи достается от греков Германии. В Афинах Берлину уже неоднократно намекали, что он не вправе требовать чего-либо от Греции, так как в 1941 году оккупировал и разрушил страну и теперь должен заплатить за ее восстановление. Естественно, всерьез эти обвинения в Германии не воспринимают, но недовольство поведением греков продолжает расти. Тем более что простые немцы сами не понимают, зачем им надо кормить не желающих работать соседей.

В конце весны серьезные проблемы возникли и у ранее считавшейся образцом для стран Восточной Европы – Словении. Хотя ее экономика и составляет всего 0,4 % ВВП от общеевропейской, ее спасение может недешево обойтись налого-плательщикам из стран Северо-Западной Европы.

Венгрия, которая также нуждается в финансовой помощи, с начала текущего года живет по новой конституции, нарушающей многие принципы Евросоюза. Несмотря на давление из Берлина, Брюсселя или Парижа, Будапешт не спешит идти ЕС на уступки.

Очевидно, что громоздкой организации необходимо реформирование. Исключение из союза ряда стран со слабыми экономиками, а также тех, кто выражает свое недовольство политикой Европейского союза, поможет ему успешно выйти из кризиса. Попытки спасти то, что более мертво, чем живо, успехом окончиться не могут. 

 Кстати

Ангела Меркель любит называть свою политику «безальтернативной». Поэтому итоги опроса, проведенного социологической службой Infratest по заказу газеты Welt am Sonntag, очень озадачивают.

Недавно созданная партия евроскептиков Alternative fьr Deutschland (AfD)  («Альтернатива для Германии»), вполне вероятно, может получить до 19 % на осенних выборах в бундестаг.

Лозунги итальянских и немецких «альтернативщиков» похожи именно своим классическим, всегда находящим поддержку в массах популизмом. Основным программным требованием «Альтернативы для Германии» является возврат от евро к германской марке и изменение учредительных документов ЕС так, чтобы страны-члены получили право выхода из союза. Свой голос готовы отдать AfD 29 % потенциальных избирателей Левой партии, 21 % – приверженцев СДПГ, 19 % – ХДС/ХСС, 14 % – «зеленых».

Но почему немцы вообще стали искать альтернативу г-же Меркель? И почему в прагматичной Германии неплохо работают популистские лозунги? Согласно исследованию, проведенному по заказу Европейского центрального банка (ЕЦБ), размер собственности среднестатистического немца составляет 51 400 евро, австрийца – 76 400 евро, в то же время средний житель Кипра, только что спасенного от банкротства, владеет собственностью, которая оценивается в 266 900 евро. В Италии этот показатель составляет 173 500 евро, а в Испании – 182 700 евро.

И рассуждения «альтернативщиков» кажутся обывателю совершенно разумными.  Сколько можно тратить бюджетные деньги на помощь странам, население которых в разы богаче немцев?

Елена КОВАЛЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter