Разные и равные

Лет 6 назад мне задали вопрос: "Вы бы хотели, чтобы ваш ребенок учился в одном классе с детьми, имеющими психофизические особенности?" Спросили в лоб, и я откровенно растерялась.
Лет 6 назад мне задали вопрос: "Вы бы хотели, чтобы ваш ребенок учился в одном классе с детьми, имеющими психофизические особенности?" Спросили в лоб, и я откровенно растерялась. Почему-то припомнился мальчик из нашего класса. Витек был "тихим троечником", сколь безобидным с точки зрения одноклассников, столь же и бесперспективным с точки зрения педагогов. В 6-м классе он читал по слогам и с трудом выполнял простейшие арифметические действия (обыкновенная задержка психического развития, как я сейчас понимаю). Его редко вызывали к доске, зато какое-то время регулярно "прорабатывали" за неуспеваемость на пионерских сборах. Витек мучительно краснел и молчал, уставившись в пол. А потом всем это надоело и к нему начали относиться иначе. Нет, не травили, не насмехались. Его просто перестали замечать. После 8-го класса Витьку справили "троечное" свидетельство и с облегчением выпроводили из школы на все четыре стороны... И это, насколько я могла судить, не худший вариант. Сколько раз в редакцию обращались родители таких вот детей - с особенностями, рассказывали, каких трудов стоило им определить чадо в обычную школу, в обычный класс. Учительница вроде прониклась участием, пообещала сделать все, чтобы новому ученику было комфортно среди сверстников. Да что-то не заладилось, и вскоре ребенок стал в классе изгоем...

Так можно ли и нужно ли интегрировать в общество, в обычную жизнь детей, многие из которых долгое время категорически считались необучаемыми? В 1997-м (т.е. через два года с момента введения в республике интегрированного обучения детей с психофизическими особенностями) большинство учителей специальных и массовых школ, родителей больных ребятишек ответили на этот вопрос отрицательно. А сегодня? И те и другие однозначно "за".

На сегодняшний день в Беларуси более 113 тысяч детей-инвалидов, ребят с особенностями психофизического развития и 3.030 классов интегрированного обучения. Для этой категории учеников - бесплатные учебники и двухразовое питание. В таких классах, скажем, в начальной школе два педагога: учитель и дефектолог. И учат здесь, быть может, самому главному: доброте, умению понимать и принимать людей такими, какие они есть. Для интегрированных классов ежегодно разрабатывается более 50 специальных учебных планов, издано 257 отечественных учебников, 37 учебных пособий. В 2000 году появился первый в истории Беларуси букварь для слепых детей, а сейчас в Полоцке открылся первый интегрированный класс для незрячих учеников. На базе центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (их в республике 91) работают классы, где учатся почти 900 детей с тяжелыми множественными нарушениями развития - те, кто раньше считался, так сказать, социально неперспективными.

"Это свидетельство того, что наше общество становится более демократичным, более гуманным, - полагает заведующая отделением коррекционной педагогики и психологии Татьяна Лещинская. - Любой ребенок имеет право на образование. Нет необучаемых детей - есть неподготовленные, неумеющие работать с такими ребятами педагоги".

Есть у проблемы интеграции детей с особенностями в общество и медицинский аспект. С каждым годом увеличивается число маленьких инвалидов. Врачам удается вернуть к полноценной жизни более 4 процентов их. Медицинской реабилитацией ребят в стране начали заниматься всего 3 - 4 года назад. Нарабатывается первый опыт, перед медицинской наукой стоит задача создания технологии реабилитации, начиная со стационара, санатория и заканчивая районной поликлиникой.

Специалисты сходятся во мнении, что на уровне республики необходима комплексная программа взаимодействия медиков, педагогов и социальных работников, всех тех, кто может и готов способствовать интеграции инвалидов в общество. Возможно, в рамках такой программы удалось бы решить вопрос, который сегодня волнует многие семьи, где воспитывают "особенных детей": что будет с ребенком потом - после окончания школы, будь то массовой или специальной? Сможет ли он учиться дальше, зарабатывать себе на хлеб?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter