В обновленной школе в Климовичах созданы лучшие условия для развития детей

Разноцветный марафон знаний

Капитальный ремонт с модернизацией здания бывшего профтехучилища завершили минувшей осенью в Климовичах. В него и переехала школа № 4, отметившая в прошлом году свое 75-летие. Строение выделяется не только разноцветной окраской, но и многообразием подходов в учебной деятельности. Примечательно, что современный проект предусматривал инклюзивную среду: оборудованы удобные подъезды, специальные обозначения для ребят с нарушениями зрения, рассказала директор Антонина Шишенок.

Обновленная школа рассчитана на 250 человек, но желающих учиться здесь немало. Сейчас ребят 257.

— В прежней, бывало, учились в две смены, а теперь в одну. Просторно, тепло, организован удобный подвоз ребят из Осмоловичей и Тимоново, — говорит директор.


В коридоре обращаем внимание на необычную выставку. Тонкая резьба по дереву: картины, подсвечники и фигуры животных, вазы, самодельные сани… Заместитель директора по воспитательной работе Ольга Тимошенко знакомит нас с вдохновителем этой красоты — учителем трудового обучения Валерием Новогродским. Валерий Антонович ведет кружок «Пропильная резьба», причем в нем активно участвуют дети с особенностями развития, а также те, с кем проводится индивидуальная профилактическая работа. Педагогу удается найти к каждому подход, ребята готовы часами трудиться над сложной деталью.

Как пояснила директор, инклюзивные классы для школы — давняя традиция. Правда, часть уроков проводится вместе со всеми детьми, часть — по индивидуальной программе. В третьем классе 20 учеников, двое ребят с особенностями. В шестом — восемнадцать, четверо с особенностями.


— Стараемся детей не разделять, воспитательные часы, в том числе классные, вместе, все участвуют в меру возможностей и способностей, — подвела итог заместитель директора Ольга Тимошенко. — Интегрируем максимально. При работе с учителем-дефектологом им больше внимания.

Не могу не спросить об отношении родителей обычных детей. Но и здесь климовчане не подводят: по словам педагогов, недовольства никто не выказывал.

— С детского сада они учатся вместе, ведь город небольшой, — поясняет директор. — Никаких проблем. Бывает, малыши плачут, когда что-то не получается, тогда учитель уделяет им больше внимания, поддерживает. Благодаря такой практике ребята понимают, что мир разнообразен, люди непохожи друг на друга, но важно дружить, общаться.

Выпускники инклюзивного класса Никита ДРЯГИЛЕВ и Андрей АФАНАСОВ.

Примечательно, что выпускники инклюзивных классов учатся потом в Бобруйске и Могилеве, получают профессии, к примеру садовода. Некоторые работают на швейной фабрике в областном центре.

— По программе у них предусмотрено больше уроков труда, — пояснила Антонина Шишенок. — Привлекаем по вторичной занятости: летом в трудовом лагере шьют постельное белье с одноклассниками. Иногда у них получается лучше, чем у сверстников.

Выпускник одного из таких классов Андрей Афанасов талантливо вырезал изделия из дерева, кропотливо и аккуратно. Удавалось ему и рисование. По сведениям наставников, сейчас трудится озеленителем в Могилеве.

Творческая выставка кружка «Пропильная резьба», в котором участвуют и дети с особенностями развития.

Есть и другие примеры, когда благодаря своевременной поддержке необычные дети нашли себя в жизни.

У Екатерины Дрягилевой были проблемы с речью, зато талант шить и вышивать, — продолжает педагог. — Сейчас работает в автопарке.

Не так давно в школе провели предметную неделю в начальных классах «Разноцветный марафон знаний». Девиз: «Удивление! Разнообразие! Творчество! Дружба! Фантазия!».

— Помогаем детям с особенностями развития социализироваться в обществе. Они находят друзей, общаются со сверстниками, классными руководителями и учителями, — отмечает Антонина Михайловна. — В коллективе не чувствуют себя ущемленными, ведь одноклассники относятся к ним с пониманием, поддерживают. Занимаются такие ребята по облегченной индивидуальной программе.

ЦИТАТА

«В Беларуси 237 учреждений специального образования для детей с особенностями развития. Практически в каждом районе страны работает центр коррекционно-развивающего обучения. Около 70 процентов ребят с особенностями психофизического развития обучаются в интегрированных классах, а также в ссузах и вузах республики. Сеть таких учреждений образования у нас достаточно развита, однако существует проблема подготовки кадров и формирования инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса».

Министр образования Андрей Иванец на выездном заседании Консультативного совета при Совете Республики по вопросам социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития в Полоцке


yasko@sb.by

Фото Дарьи ТИТОВОЙ и из архива СШ № 4 г. Климовичи.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter