Нужны ли "домофонные манипуляции" в многоэтажках?

Размышления у раскрытого подъезда

Домофон на двери в подъезд — это гарантия сухого и теплого помещения, защита от квартирных краж, заслон от незваных гостей. И, увы, все больший повод для недоумения. Ко многим жильцам в последнее время приходят люди и предлагают заключить договор на установку нового либо на обслуживание старого замочно-переговорного устройства (ЗПУ). Зачем это делается и почему происходит так неорганизованно, выяснила корреспондент «Р».


Вот и до моего подъезда докатилась волна манипуляций с домофоном. Правда, не в части его замены, а по обслуживанию. За месяц до нового года на пороге квартиры появился представитель ИП, который последние 5 лет обслуживает домофон в нашем подъезде. Представился Сергеем и протянул документ, в котором нужно расписаться. Читаю: исполнитель (ИП) обеспечивает техническое обслуживание ЗПУ и обещает в случае его поломки выехать к заказчику, то есть ко мне, в течение трех рабочих дней. За все это я должна платить 10 500 рублей в месяц. Но эту сумму и так вижу каждый месяц в квитанции об оплате коммунальных услуг. Зачем мне в таком случае договор? 

«Это не для вас, а для нас», — объясняет Сергей. И уточняет: обслуживание домофона — это дополнительная услуга, оплата которой включается в жировку отдельной строкой. И договор нужен лишь для того, чтобы были основания начислять деньги за эту услугу. Для меня принципиально ничего не изменится, фирма узаконит свою работу. Документ, в котором четко прописано, что оплата остается прежней и все в той же жировке, подписываю.

Однако нюансы все же уточняю у специалистов. Звоню в ГО «Минское городское жилищное хозяйство». Заместитель генерального директора Алексей Герасимчик подтверждает: оказывать потребителям (собственникам или нанимателям жилого помещения) услуги по техническому обслуживанию ЗПУ нужно на основании договора, заключенного с каждым собственником или нанимателем квартиры. Это защищает права потребителя. Поэтому объединение и предложило всем поставщикам услуг во избежание недоразумений заключить договоры на обслуживание. Хотя 9 из 10 уже это сделали. 

Другой вопрос, как? Поквартирный сбор подписей — вряд ли самое верное решение. Особенно если стоит вопрос о замене домофона. Установить новое или заменить старое устройство можно только с согласия собственников или нанимателей жилого помещения. Но сначала нужно уведомить ЖЭС. Не все исполнители соблюдают алгоритм. А некоторые и вовсе используют запрещенные приемы. Например, устанавливают новое ЗПУ без документов, заменяют  его раньше, чем истекает срок эксплуатации. А в некоторые подъезды представители фирм идут, как говорится, косяками и нечестно опрашивают жильцов. В итоге половина жильцов подписывает документы от одной фирмы, еще половина — от другой. А с носом остается потребитель: домофон-то не работает. От такого невнятного выяснения отношений пострадали мои друзья. Входные двери в их подъезд, а это 9-этажный дом на проспекте Независимости, уже третий месяц нараспашку. Сколько еще он так простоит, сказать сложно: у домофона нет хозяина. Вернее, он был. А потом срок эксплуатации устройства истек, жильцы отказались подписывать непонятные бумаги. Разбираются в ситуации до сих пор. В подъезд тем временем стягиваются подозрительные личности. 

Еще проблема. Некоторые установщики ЗПУ умудряются продавать ключи к новому домофону, на что, в общем-то, не имеют права. Более того, уточняет Алексей Герасимчик, организации обязаны обеспечить беспрепятственный доступ в жилые помещения даже тем жильцам, которые не заключили договор на техническое обслуживание ЗПУ. Поэтому и кипят страсти вокруг домофонов. И что делать? 

Закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» гласит: потребитель вправе выбирать исполнителя ЖК-услуг, оказываемых на конкурентной основе. Правда, решение это принимается всеми жильцами либо подъезда, либо дома. Если же сомневаетесь, что перед вами представитель настоящей фирмы, можете проверить это в администрации своего района.

КОРОТКО

В стране более 77 тысяч многоквартирных домов, более 200 тысяч подъездов, 65 процентов из них оборудованы домофонами.

misnik@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter