Размышления о вечном

Нет жизни без смерти. Логика течения времени железная. Против нее нет аргументов. Но случись неотвратимое, мы, превозмогая боль утраты, вынуждены погружаться в иную плоскость трагедии. Назад не повернуть, а значит, единственное, что можно сделать для ушедшего, — достойно проводить...
Нет жизни без смерти. Логика течения времени железная. Против нее нет аргументов. Но случись неотвратимое, мы, превозмогая боль утраты, вынуждены погружаться в иную плоскость трагедии. Назад не повернуть, а значит, единственное, что можно сделать для ушедшего, — достойно проводить...

Так уж получилось, что в последние годы мне несколько раз пришлось выступать в роли заказчика у структур, оказывающих ритуальные услуги. Сквозь суматоху забот мне удалось рассмотреть и некоторые тенденции развития этого бизнеса. Сфера очень тонкая. Деликатность здесь должна быть непременным спутником деловитости. И по моим личным наблюдениям, наши специалисты постепенно научились находить этот баланс...

Всего десяток лет назад организация похорон стоила просто невероятных сил, нервов и средств. Помню, обязательным пунктом программы после заключения договора с конторой был утренний визит на кладбище для встречи с копателями могилы. Ловить их необходимо было спозаранку — пока те еще в состоянии стоять на ногах и держать в руках лопаты. Стоит ли говорить, что своевременность выполнения заказа в прямом смысле слова зависела от полноты налитого стакана. Соответствующую беседу необходимо было провести со всеми участниками процесса: от копателей до водителя катафалка...

Времени с тех пор утекло не так уж и много. Но общая картина изменилась существенно. Оформление заказа в спецкомбинате бытового обслуживания нынче отнимает не больше часа. В любое время суток. Причем днем за считанные минуты в двух шагах выпишут и свидетельство о смерти. Раньше эта процедура растягивалась на дни, если не недели. Здесь же можно приобрести и все необходимые ритуальные принадлежности, заказать автомобиль и доставить их по указанному адресу. Дополнительный контроль, как я убедился, уже не нужен...

Пожалуй, на этом можно было бы поблагодарить работников спецкомбината за внимательное отношение к людям и поставить точку. Они действительно этого заслуживают. Но все же остаются некоторые малые детали, не обратить внимание на которые все–таки нельзя. Опять же личные наблюдения. Может статься так, что при планировании начала обряда похорон, скажем, на 12 часов, окажется, что людей для выноса тела на это время нет. Но в 13.00 они готовы приехать. Правда, к этому времени уже будет занят 10–местный катафалк. Но есть 20–местный автобус. Всего на 10 тысяч дороже. В данной ситуации сумма не решающая, но все–таки... Или такой момент: в крематории могут сказать, что на нужную вам дату после кремации захоронение провести не могут. Опять же все расписано чуть ли не на две недели вперед. Но в нашей–то традиции предать прах земле нужно хотя бы до 9–го дня. Через некоторое время вы понимаете, что эта проблема в общем–то решаема... В магазине ритуальных принадлежностей может не оказаться под рукой своего автомобиля для доставки. Впрочем, ситуацию помогут разрешить, связав с частником. Он и дороже не возьмет, и сработает оперативно. На ход мероприятия это не повлияет, но, согласитесь, деталь...

Таких нюансов немало. И лично у меня возникла такая мысль: административные инструменты наведения порядка в отрасли, безусловно, сработали, но их ресурс, пожалуй, исчерпан. Может, подошел черед экономических стимулов? Отчасти это подтверждают представители похоронного бизнеса. «Да, частных фирм здесь уже немало, — говорят они. — Но все так или иначе завязаны на спецкомбинат. Ему принадлежат кладбища, крематорий. Здесь верхушка «пирамиды». А мы — сателлиты. Поэтому и работают, кто в контакте с работниками комбината, кто сам по себе. В условиях монополии большого выбора нет...»

Признаться, я еще не созрел до твердого убеждения, что нам нужны частные кладбища и крематории. Не знаю и того, развился ли до такого уровня бизнес отечественных ритуальных услуг. Но сама идея для мира все–таки не новая. Работает она вполне успешно во многих странах. Речь не о приватизации погостов. Само по себе это звучит дико. Но мысль о выделении участков непосредственно приватным структурам, думаю, не самая утопичная. Все–таки конкуренция — подруга потребителя. И даже такая деликатная сфера здесь вряд ли может быть исключением.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter