Размышления о балете с пометкой 18 +

Мы все, к сожалению, привыкли думать штампами. О балете в том числе...


Мы все, к сожалению, привыкли думать штампами. О балете в том числе. Страна прекрасная — балет! Как все в нем грациозны! Балет, пируэт — заманчиво до невозможности! И поэтично: «И вдруг прыжок, и вдруг летит, летит как пух от уст Эола». Улетная красота! И многие девочки хотят стать балеринами. Хотят этого и их мамы: «Как хорошо танцует моя дочь!» Но, несмотря на это, немногие ими становятся. А почему? И проигрывают они что–либо в своей судьбе, жизни?

Попытаюсь поразмышлять об этом, основываясь на собственном опыте, трезво и без предвзятости.

Недавно в Минске состоялась премьера балета «Спящая красавица», исполненного учениками детской балетной школы Марины Вежновец. Когда на сцену вышел малыш ростом ниже метра и чуть не упал в церемониальном поклоне, а другая малявка затрепетала ручками–крылышками — ну чистый ангел! — восторг и умиление охватили переполненный зрительный зал нашего музыкального театра. Детишки и ходить–то, наверное, недавно научились, а тут уже паж и фрейлина. Подумать только! Это первые должности, полученные ими в жизни.

Их им дал балет. И заодно научил многому: трудиться, двигаться под музыку, быть дисциплинированными и храбрыми, не бояться выйти под свет прожекторов.

Так что же, могут спросить, от занятий танцем сплошная польза?

В этом золотом возрасте, в этой форме — безусловно. Малообременительные для ребенка посещения школы два–три раза в неделю, знакомство с музыкой и хореографией, приобретение умения владеть своим телом. Что может быть лучше? Но вот стоит ли идти дальше, в хореографическое училище (прежнее название, мне кажется, больше соответствовало происходящему там, чем нынешнее — колледж), получать ли профессию балерины, стоит подумать. Есть над чем. Тем более что вторым отделением вечера был концерт, показанный теми, кто эту профессию уже имеет. Они отдали свои жизни балету. Что получили взамен? Выгодным ли оказался «бартер»? Над всем этим можно было поразмышлять, глядя на состоявшихся мастеров, прим и премьеров балета.

Все они — Аполлоны и Афродиты. Балет вообще искусство идеалов. В нем живут идеальные герои, с телами, доведенными до скульптурной формы. Но ведь до нее надо себя обтесать. А сопротивляется здесь многое: природа, которая не всегда награждает тебя нужной анатомией и физиологией; характер, который сплошь и рядом не настолько силен, чтобы бороться с собой (а это оказывается зачастую самым трудным); разнообразные внешние обстоятельства, в балете довольно многочисленные. Профессия эта, может, как никакая другая, отбирает своих адептов сама.

Мамы мечтают увидеть своих дочерей на сцене в короне принцессы Авроры. А знают ли они путь, ведущий к этому?
Ежедневный, полуторачасовой экзерсис у станка — деревянной палки, отшлифованной сотнями рук, на консолях намертво врезанной в стену. Тренаж сопровождает балерину всю жизнь, нередко невзирая на ее состояние. Кто знает, что это такое, свидетельствуют: если вы сможете пережить балетную разминку, то сможете пережить ее в любом виде спорта; диета балерины бесчеловечна: пол–апельсина и один (!) пельмень на обед, а пуанты — орудие средневековой пытки. Кроме ежедневного экзерсиса, день танцовщиков заполнен репетициями, разучиванием па (своеобразных слов) новых ролей и тому подобным.

Недавно была зрительницей на уроке классики выпускников Московской академии танца. И видела, как один за другим молодые, крепкие парни сходили с дистанции и бессильно повисали на станке. О мужчинах в этой статье говорится меньше не только ввиду гендерной принадлежности автора, но и потому, что в эту профессию они идут неохотно. Пропорциональное соотношение их было смешно проиллюстрировано «введением» в детский спектакль, когда на сцену вместе с двумя десятками девочек вышел один (!) мальчик. Мужчины нередко с некоторым пренебрежением относятся к профессии артиста балета и специфической балетной форме.

Кроме всего перечисленного, в эту профессию входит само существование в коллективе, в котором распространены интриги, зависть, жесткая конкуренция. События вокруг облитого кислотой Сергея Филина — яркое тому подтверждение.

Да без всякого криминала немало здоровья и нервов уносят практически неизбежные в балете травмы. С ними боролись почти все наши знаменитости. Иногда такие случаи требовали подлинного героизма. Так было, например, с народной артисткой Ольгой Лепешинской. Во время спектакля она сломала ногу, но дотанцевала вариацию до конца (это невозможно представить!) и только за кулисами потеряла сознание.

Кстати, балет мало говорит о подобном, он всегда повернут к зрителям своей парадной стороной и не афиширует обратную. Он, как сказка, рассказывает лишь о хорошем. Вот и «Спящая красавица», похоже, безмятежно проспала все плохое. Недаром говорят: сон благотворен. Балет, как тот добрый сказочник, скрывает свои темные стороны. Умалчивает, как поступает с теми, кто не соответствует всем его требованиям. Он просто избавляется от них, производит отсев.

В хореографии знают, что это такое. Отсев сопровождает балетных всю жизнь, от школы до пенсии. Многое, что происходит в судьбе человека — любовь, рождение детей, болезни, — мешает артистам. Балет не любит бытового и не прощает. За долгие годы я видела немало сломанных судеб, прервавшихся на взлете карьер. О тех, кто остался за бортом, на обочине, не говорят. Что мы знаем о лузерах? Закрытый лимузин балета мчит по автобану.

Но вспомним и о хороших сторонах, имеющихся в этом виде искусства. Если в голове у девушки сложился стандарт балетной осанки (а это происходит в детстве), она всегда будет держать спину прямой, подбородок поднятым. То есть балет помогает выйти замуж. И барышня, имеющая к нему отношение, постарается не растолстеть, что также способствует продлению семейной жизни. Ведь возраст балерины — понятие растяжимое и измеряется не в летах, а в килограммах: «10 кг назад» или «я на энное число кг моложе ее».

Балет не промах и по части секса. Британский ученый Хэвлок Эллис охарактеризовал танец как виртуозное развитие сексуального импульса. Существуют определения и попроще: танец — это вертикальное выражение горизонтального желания.

К этому можно по–разному относиться. Известно, что Лев Толстой, скажем, балет не любил. Существует еще не одно насмешливое и нелицеприятное высказывание по поводу оголенных до основания розовых женских ножек, замаскированных абажуром. Но дело это принципиально не меняет — сексуальность остается сильной, притягательной стороной балета.

А еще он воспитывает в человеке волю. Кто выдюжит годы обучения, тот на всю жизнь приобретет качества труженика и бойца. Сегодня это может ох как пригодиться.

Как положительную черту балета ныне можно расценить и то, что он не является самым интеллектуальным из искусств. «Весь ум в ноги ушел» — так говорят иногда о балетных. Существует и выражение «Прелесть, какая дурочка!». Для классических спектаклей неактуальны вопросы: о чем? зачем? почему? О кошмарных нелепостях балета писал Салтыков–Щедрин, танцы «красивых живчиков на красивых ландшафтиках» высмеивал Маяковский. Но что ему до этого?! Он, как, впрочем, и современная хореография, на все вопросы «зачем»? и «для чего»? отвечает исчерпывающе: ради самого танца. А модернисты, не любящие чрезмерных усилий, еще, возможно, и прибавят: не грузите нас и не тупите сами! Прекрасно все, что не имеет смысла, как не имеет его и сама жизнь.

Что же еще хорошо в балете? Сольную партию нельзя купить, получить по блату. Сцена не пропускает бездарных мажоров — детей богатеньких родителей, на ней плохо приживается коррумпированность (хотя вокруг она может и процветать). За одно уже наличие такого детектора лжи можно ценить и уважать этот вид искусства. 

Итак, мы поговорили о плюсах и минусах балетной профессии и подумали: составляя дорожную карту детей, знают ли матери, куда приведет эта дорога?

Так что, пойдем в балет или нет?

Решать это, к сожалению или счастью, уже не мне.

Об авторе:

Юлия Михайловна Чурко, доктор искусствоведения, более десяти лет танцевала на сцене Белорусского академического театра оперы и балета, автор около дюжины монографий, среди которых «Белорусский балетный театр», «Белорусский хореографический фольклор», «Белорусский балет в лицах», «Линия, уходящая в бесконечность», «Борис Эйфман. Восхождение» (СПб, 2005). В 2011 году вышел сборник статей «Pro танец».

Юлия ЧУРКО.
Советская Белоруссия №239 (24376). Четверг, 19 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter