Наша страна продает за рубеж половину всего, что производит. В последние годы российская и белорусская экономика переживают не лучшие времена. Что сказалось и на взаимной торговле: по данным, например, за октябрь 2014-го, товарооборот оказался почти на 4 процента меньше, чем в это же время в 2013 году.
В конце года руководство страны было серьезно озабочено извечным вопросом «что делать?»: основные торговые партнеры сейчас не в лучшей форме. Диверсификация экспорта рассматривается как задача номер один на нынешний год. При этом Александр Лукашенко особо подчеркивал, что это ни в коем случае не означает ухода с российского рынка.
Беларусь торгует более чем со 180 странами. Проблема в том, что объемы поставок в большинство государств – мизерные. Главные партнеры Минска – это Россия, куда идет более 40 процентов экспорта, и Евросоюз с 30 процентами.
План по диверсификации экспорта для чиновников зафиксирован законодательно. К примеру, министр иностранных дел отвечает за Германию, Турцию, Ирак, США, Мексику и Канаду, председатель Минского горисполкома – за Чехию, Словакию и отдельно за торговлю с Москвой.
По словам заместителя председателя Белорусской торгово-промышленной палаты Владимира Улаховича, такой подход практиковался и ранее: «Это помогает наладить не только официальные отношения. Не размывать ответственность за результат».
Постановление Совмина, где устанавливается прогноз по поставкам в страны, закрепленные за белорусскими чиновниками, любопытно тем, что темпы роста экспорта заявляются там без учета объемов нефти, нефтепродуктов и азотных удобрений. Как говорит декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев, они продаются хорошо и так: «Нефтепродукты у нас продаются в основном через Роттердамскую нефтяную биржу и расходятся по всему миру. Проблем с их реализацией в Беларуси нет. Единственный вопрос – их цена».
В планах взаимной торговли с партнерами по СНГ – увеличение экспорта в среднем на 2–5 процента. Исключение – Украина и Россия. В отношении союзной страны задача – минимизировать падение экспорта.
На восемь процентов Беларусь планирует увеличить торговлю с Туркменистаном. «У нас уже есть хороший долгосрочный задел по строительству Гарлыкского горно-обогатительного комбината, – рассказывает Владимир Улахович. – Кроме того, мы можем заинтересовать Туркменистан товарами пищевой промышленности. Например, в декабре минувшего года прошла выставка-ярмарка белорусской продукции. У прилавков с нашим продовольствием выстраивались очереди. Это говорит о том, что наша продукция хорошо известна и востребованна». Следующий важный сегмент – текстильная продукция. Кроме того, на рынки СНГ Беларусь поставляет тракторы, комбайны, навесное оборудование на сельхозтехнику, городской транспорт, коммунальную технику и прочее. Здесь тоже есть перспектива нарастить поставки.
Больше всего нарастить экспорт Беларусь планирует в Японию, Канаду и Швейцарию – на 20 процентов. Есть перспективы по организации промышленной кооперации по переработке сельхозпродукции, считает Владимир Улахович: «Япония – это специфический рынок. Но у нас есть возможности для продажи туда нашей высокотехнологичной продукции. Так, белорусское предприятие по разработке и выпуску приборов из сферы измерений радиоактивных излучений занимает почти 40 процентов японского рынка. Производство, на котором работают всего несколько сотен человек, конкурирует с гигантскими предприятиями США и других стран».
В прошлом году наша страна открыла посольство в Австралии – это выход на новый континент. Минск будет продолжать поставки сюда продукции БелАЗа и калийных удобрений. Из новых направлений – сотрудничество по сельскохозяйственной проблематике, продуктам питания. «Это будет сложной задачей: придется конкурировать с Новой Зеландией», – говорит Владимир Улахович. Белорусские посольства были открыты также в Пакистане, Монголии, Катаре и Эквадоре.
Особое внимание в вопросах диверсификации экспорта уделяется нетрадиционным рынкам – странам Африки, Юго-Восточной Азии и другим. С некоторыми из них уже заложена договорно-правовая база, так что, возможно, в 2015 году эти наработки дадут результат. Как пример Владимир Улахович приводит опыт сотрудничества с Индонезией: «Сколько было сомнений, когда в прошлом году состоялась встреча на высшем уровне в этом государстве. Многие говорили: расстояние между странами слишком велико, что мы будем туда поставлять. Тем не менее там оказались востребованными и белорусские шины, и продукция машиностроительного сектора. У нас был бизнес-форум в Джакарте в рамках визита Президента, так контрактов на поставку белорусской продукции подписали свыше чем на 200 млн долларов. Нам не нужно бояться выходить со своей продукцией на дальние рынки».
Валерия ГАВРУШЕВА