Как Минск компенсирует потери в торговле с Россией?

Размышления на фоне убытков

Как Минск компенсирует потери в торговле с Россией?
Наша страна продает за рубеж половину всего, что производит. В последние годы российская и белорусская экономика переживают не лучшие времена. Что сказалось и на взаимной торговле: по данным, например, за октябрь 2014-го, товарооборот оказался почти на 4 процента меньше, чем в это же время в 2013 году. 


В конце года руководство страны было серьезно озабочено извечным вопросом «что делать?»: основные торговые партнеры сейчас не в лучшей форме. Диверсификация экспорта рассматривается как задача номер один на нынешний год. При этом Александр Лукашенко особо подчеркивал, что это ни в коем случае не означает ухода с российского рынка. 

Беларусь торгует более чем со 180 странами. Проблема в том, что объемы поставок в большинство государств – мизерные. Главные партнеры Минска – это Россия, куда идет более 40 процентов экспорта, и Евросоюз с 30 процентами. 

План по диверсификации экспорта для чиновников зафиксирован законодательно. К примеру, министр иностранных дел отвечает за Германию, Турцию, Ирак, США, Мексику и Канаду, председатель Минского горисполкома – за Чехию, Словакию и отдельно за торговлю с Москвой. 
По словам заместителя председателя Белорусской торгово-промышленной палаты Владимира Улаховича, такой подход практиковался и ранее: «Это помогает наладить не только официальные отношения. Не размывать ответственность за результат». 

Постановление Совмина, где устанавливается прогноз по поставкам в страны, закрепленные за белорусскими чиновниками, любопытно тем, что темпы роста экспорта заявляются там без учета объемов нефти, нефтепродуктов и азотных удобрений. Как говорит декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев, они продаются хорошо и так: «Нефтепродукты у нас продаются в основном через Роттердамскую нефтяную биржу и расходятся по всему миру. Проблем с их реализацией в Беларуси нет. Единственный вопрос – их цена».
 
В планах взаимной торговли с партнерами по СНГ – увеличение экспорта в среднем на 2–5 процента. Исключение – Украина и Россия. В отношении союзной страны задача – минимизировать падение экспорта. 

На восемь процентов Беларусь планирует увеличить торговлю с Туркменистаном. «У нас уже есть хороший долгосрочный задел по строительству Гарлыкского горно-обогатительного комбината, – рассказывает Владимир Улахович. – Кроме того, мы можем заинтересовать Туркменистан товарами пищевой промышленности. Например, в декабре минувшего года прошла выставка-ярмарка белорусской продукции. У прилавков с нашим продовольствием выстраивались очереди. Это говорит о том, что наша продукция хорошо известна и востребованна». Следующий важный сегмент – текстильная продукция. Кроме того, на рынки СНГ Беларусь поставляет тракторы, комбайны, навесное оборудование на сельхозтехнику, городской транспорт, коммунальную технику и прочее. Здесь тоже есть перспектива нарастить поставки. 

Больше всего нарастить экспорт Беларусь планирует в Японию, Канаду и Швейцарию – на 20 процентов. Есть перспективы по организации промышленной кооперации по переработке сельхозпродукции, считает Владимир Улахович: «Япония – это специфический рынок. Но у нас есть возможности для продажи туда нашей высокотехнологичной продукции. Так, белорусское предприятие по разработке и выпуску приборов из сферы измерений радиоактивных излучений занимает почти 40 процентов японского рынка. Производство, на котором работают всего несколько сотен человек, конкурирует с гигантскими предприятиями США и других стран». 

В прошлом году наша страна открыла посольство в Австралии – это выход на новый континент. Минск будет продолжать поставки сюда продукции БелАЗа и калийных удобрений. Из новых направлений – сотрудничество по сельскохозяйственной проблематике, продуктам питания. «Это будет сложной задачей: придется конкурировать с Новой Зеландией», – говорит Владимир Улахович. Белорусские посольства были открыты также в Пакистане, Монголии, Катаре и Эквадоре. 

Особое внимание в вопросах диверсификации экспорта уделяется нетрадиционным рынкам – странам Африки, Юго-Восточной Азии и другим. С некоторыми из них уже заложена договорно-правовая база, так что, возможно, в 2015 году эти наработки дадут результат. Как пример Владимир Улахович приводит опыт сотрудничества с Индонезией: «Сколько было сомнений, когда в прошлом году состоялась встреча на высшем уровне в этом государстве. Многие говорили: расстояние между странами слишком велико, что мы будем туда поставлять. Тем не менее там оказались востребованными и белорусские шины, и продукция машиностроительного сектора. У нас был бизнес-форум в Джакарте в рамках визита Президента, так контрактов на поставку белорусской продукции подписали свыше чем на 200 млн долларов. Нам не нужно бояться выходить со своей продукцией на дальние рынки». 

Валерия ГАВРУШЕВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter