Что из белорусской социалки ценно по сравнению с западной версией

Разменное «мясо» за польским забором

Рыба ищет, где глубже, а людям свойственно посматривать за соседский забор. Вот и одна гражданка из моего родного Полоцка по жизни металась: в 52 года поехала «покорять Москву» на десять лет, в сиделках. Потом вернулась домой насовсем, и внезапно ее осенило: в Беларуси «убито сельское хозяйство». Да-да, то самое, которое только за границу продает на 8 с гаком миллиардов долларов отменных продуктов в год. На ферме эта дама вроде не бывала. Но не устроил асфальт в своем дворе. В итоге «дорогу сделали, правда, когда она уже уехала»... История перебежчицы в Польшу с вражеского ресурса зацепила меня не только знакомыми местами. «О-го-го колькі» насыпано достоверных деталей о жизни у панов, на которые не грех взглянуть пристальнее. 

А там, за чужим забором, пенсионерка «не смогла найти место, где зарплаты хватало бы больше, чем просто на оплату жилья». Хотела побираться по костелам. Однажды сердобольный поляк даже дал 100 злотых и купил ей билет на трамвай. Взрослый сын шутил, что и работу искать не надо — лучше по трамваям… Не продует ли? Здоровье, кстати, одна из причин, почему не так уж хорошо жить человеку в возрасте в «благословенной» Европе.

«Сейчас я уже хожу к врачу платно, за прием около 270 злотых, — повествует экс-полочанка. — Бывало, такое непонятное чувство из-за этой поликлиники: вот мне нужно было к двум врачам, мы еще смогли оплатить, а не дай бог в больницу ложиться? Вот тогда, правда, уже было бы дело швах, вы же знаете, что в стационаре тут находиться очень дорого». А чувство очень даже понятное. Постарел — побирайся, задаром у панов никто лечить не будет. Кстати, про польский асфальт ни слова. Какое это имеет значение, если вот-вот прихватит инфаркт, а злотых «нема»? Совсем другие ценности у этой заграницы: надо выживать, на кляузы времени нет.

Вообще, проблемы со здоровьем есть не только у стариков. Как и с деньгами, и с устройством детей. Недавно в том же источнике попалась на глаза статья про сады и ясли у «ясновельможных». С темой знакома близко: второго ребенка регулярно вожу в садик, в месяц за питание около 80 рублей. Понадобилась помощь логопеда — легко перевели в группу, где с малышами работает дефектолог. Устранили проблему — с такой же легкостью взяли направление в обычную. Бесплатно и без стресса. И так далее… Меж тем горе-журналисты пишут без прикрас: «Марина советует не слишком надеяться на государственные сады в Польше, а смотреть параллельно частные, потому что детей много, а мест мало. Многие поляки ждут места по два года, и это, к сожалению, проблема везде в Польше. Белоруска платит за частный сад 600—620 злотых (342—353 рубля) в месяц вместе с питанием. Если ребенок болеет, то оплата все равно идет. В государственный — дочь по рекрутации не прошла». 

Вот оно как. Двухлетка у них уже рекрут. Даже специально посмотрела, что означает это слово у поляков. Не новость же, что красоту там называют «урода» (uroda), а магазин — склепом. Рекрутация — вступительная кампания, через которую проходят кандидаты в будущие студенты. Ну и детсадовцы, очевидно. И успеха достигают не все. 

Встречаясь с иностранцами, переехавшими в Беларусь, часто спрашиваю, чего им не хватает из привычного на родине. За границей у соседей также нет очень многих вещей, которые кажутся нам обыденными. Бывшие соотечественники целый список составили. «Первым делом по возвращении в Беларусь я бы пошла по хорошим врачам… В Грузии доверия к ним, к сожалению, так и не сложилось». «Хотелось бы и к бабушке в деревню съездить, и за блинами в Беловежскую пущу с друзьями собраться». Да что там, скучают даже по квашеной капусте! Не замечали и не ценили простых вещей. «Прогуляться по любимым улочкам, посидеть за чаем с родными, которых я не видела уже больше года» — вот о чем мечтают. И даже просто полежать на своем диванчике в кухне.

Это же как надо намучаться, убирая польские туалеты или вкалывая на клубничных посадках, чтобы ценить такие обыденные вещи! А о чем это говорит? Далеко не так сладка заграница, как казалось из благополучного Витебска или полоцкого пригорода. Еще менее радостно, когда ты «поскакал» за панскую революцию у себя на родине по молодости и глупости и бежал к «ляхам». А для них стал просто мясом, разменной монетой: белорус — второй сорт, а значит, можно пустить в расход. Например, записать в шпионы и в 18 лет — «турмы муры». Польской. К сожалению, асфальтную болезнь с разбитыми по глупости коленками далеко не все переживают в детстве.

yasko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter