Источник: Знамя юности
Знамя юности

Первый шаг – нарисовать лестницу успеха. Учитель из Мозыря использует инструменты коучинга при подготовке к ЦТ

Разложить на молекулы

Учитель биологии мозырской гимназии имени Я. Купалы Татьяна Литвинович на занятиях использует коучинговые инструменты: уметь работать в команде, четко ставить цели, добиваться их, писать тесты на высокие баллы. Ее ученики знают: набор конкретных шагов неизменно приведет к отличному результату. За 20 лет в  педагогике она подготовила не меньше сотни будущих врачей. Первый этап к 100-балльному итогу на ЦТ – создать лестницу успеха.


Вероника Пискун заметно устала. Уже десять минут она напряженно выполняет непрямой массаж сердца. Школьному резиновому манекену в эти дни приходится несладко: все навыки первой помощи отрабатывают на нем. В начале лета десятиклассникам организовали учебно-полевой сбор для юношей и медицинскую практику для девушек. В гимназии биологический профиль, поэтому выпускникам такие умения пригодятся. В руках Татьяны Литвинович полотно медицинского бинта:

– Будем учиться накладывать повязки. ЦТ по биологии выбирают не только будущие медики и ветеринары, но и психологи. Этот предмет сдают на тех направлениях, где традиционно высокие конкурсы. 

 
Для девушек организовали медицинскую практику
 
Это должен уметь каждый
Два года назад Татьяна Викторовна стала использовать на уроках технологии коучинга:

– Детям часто не хватает мотивации. Зачем зубрить биогенез, если можно уйти в блогерство и зарабатывать миллионы – так рассуждают молодые люди. Моя задача их в этом переубедить. Прежде чем начать урок с разбора параграфа, задаем четыре вопроса планирования. Определяем цель, критерии дости­жения, почему это важно, в завершении – анализируем успехи. Давайте спроецируем схему на занятия по медпомощи: сегодня ты делаешь искусственное дыхание манекену, а завтра эти навыки могут спасти близкого человека. Когда понимаешь, для чего нужны те или иные знания, учеба идет в разы быстрее и эффективнее. Цель коучинга в образовании – помогать учиться сознательно и с интересом, эффективнее усваивать программу, находить и максимально раскрывать потенциал, развивать навыки и умения. 

В арсенале мотивационные встречи, которые организует учитель. Гости – бывшие ученики педагога. Своим примером они показывают: все реально. Татьяна Викторовна улыбается:

– Это наша традиция. Последний раз в гостях был студент медвуза. Мечтает быть хирургом. Уверена, все у него получится.


Владея конкретными инструментами мотивации, легко прийти к результату в 100 баллов. Татьяна Викторовна берет в руки мел:

– Первый шаг – нарисовать лестницу успеха. В начале 11-го класса мы это делаем. На ней фиксируем учебные недели, распределяем для каждой тематические блоки. Помните, что уже в течение первого часа мы забываем до 60 процентов всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 процентов материала, через 6 дней – около 20 процентов. Поэтому обязательно на «лестнице» делаем насечки, отмечая время для повторений. 

Хорошая память очень нужна на уроках биологии. Только за курс 11-го класса ученику надо выучить не меньше сотни терминов. Учитель листает учебник:

– Нынешние дети – визуалы. Конечно, видео по учебным пособиям не снимаю, но активно использую новые технологии. В специальных приложениях создаем графические органайзеры – сложные темы автоматически распределяются в ячейках памяти по полочкам. Обязательно работаем в команде. В одной программе все ученики класса делают общую тему по фрагментам. В итоге, например, может получиться емкая таблица, которой потом пользуются все. Таких презентаций, конспектов, таблиц у меня уже накопилось на целую книгу. У всех моих учеников есть к ним доступ. 


Кроме хорошей памяти необходимо и развитое логическое мышление. Не стоит волноваться, если эта способность хромает. Ее можно тренировать, подсказывает Татьяна Викторовна:

– Лучший способ – делать творческие задания. Когда ученик не ищет готовый ответ на вопрос, а включает мыслительные процессы, анализирует, сравнивает. Также необходимы талант и труд. Они всегда идут рядом. У меня есть списки учеников, которые сдавали биологию в разные годы. Их результаты на РТ, на ЦТ – все зафиксировано. Это информация помогает анализировать успехи ребенка на разных этапах. Бывает, за месяц школьник может прибавить 15–20 баллов. Это говорит о том, что он много и упорно трудился. Чтобы отлично подготовиться к ЦТ по биологии, не стоит затягивать (желательно начинать за два года до испытания). А если поздно спохватились, что делать? В ЦТ есть вопросы по общей биологии. Выучите их – это поможет набрать примерно 50 баллов. Помните: правильно поставленная цель и верная мотивация – половина успеха!


СОВЕТЫ ОТ ТАТЬЯНЫ ЛИТВИНОВИЧ

♦ Сходите на все этапы репетиционного тестирования и проанализируйте каждое задание. Их можно расценивать как подсказки – нечто подобное будет в итоговом тесте.

♦ Как заметила выше, 50 процентов на ЦТ можно набрать, если основательно выучить курс общей биологии. Вот вопросы, на которые надо сделать упор: 1) строение клеток, клеточные органоиды; 2) деление клетки – митоз, мейоз; 3) эмбриональное развитие; 4) взаимоотношения организмов в экосистемах; 5) эволюция. 

♦ Внимательно читайте задание и вопрос. Много ошибок ребята делают, когда быстро пробегают глазами по заданию, не замечают частицу «не» в вопросе: Выберите признаки, НЕ характерные для насекомых. Важно обратить внимание на термины вопроса, так как очень много сходных по написанию понятий, но разных по значению: топические (влияние на условия обитания) и трофические (пищевые связи) отношения; вирион (вирусная частица) и вибрион (форма бактерий); симпатический (отдел нервной системы) и симпатрическое (видообразование).

♦ Используйте мнемоприемы. Ловите фразу, которая поможет запомнить порядок таксономических категорий: ЦТ Кажется Очень Сложным Разрешите Выйти

Ц – царство

Т – тип

К – класс

О – отряд

С – семейство

Р – род

В – вид

♦ Делитесь выученной информацией: расскажите друзьям или родителям об изученном. Память – это не только накопление, но и воспроизведение информации.

♦ Преобразуйте один вид информации в другой: составьте сравнительно таблицу, схему, сделайте рисунок по тексту.

♦ Решайте тесты ЦТ прошлых лет, РТ 2023 года и анализируйте свои ошибки. Разбор собственных ошибок позволит эффективно повторить и систематизировать материал.

♦ Проработайте перечень живых организмов, представленный в программе вступительных испытаний в 2023 году для получения общего высшего и специального высшего образования. Для успешного решения многих вопросов вам необходимо знать названия представителей основных царств, типов/отделов, классов, отрядов, семейств.

azanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter