Разложим по деталям

Почему сотни грузовиков, тракторов и комбайнов сельхозорганизаций выезжают на дорогу без техосмотра

Автотранспорт сельскохозяйственных предприятий вовсе не проводит все свое рабочее время на полях. Он такой же полноценный участник дорожного движения, как и прочие транспортные средства. С той же главной обязанностью — обеспечить безопасность. Вот только вопросов у Госавтоинспекции к машинам АПК более чем достаточно. И не только во время уборочной. К административной ответственности в этом году только в Гомельской области было привлечено около 700 водителей, управлявших транспортными средствами сельхозорганизаций, не прошедшими техосмотр. Без прав поймали больше 150 человек, пьяными за рулем — больше 70.

Контроль — задача предприятия

Исполняющий обязанности главного инженера «Агрокомбината «Холмеч» Николай Ильев знает подноготную каждой из более чем 100 единиц транспорта, находящихся на балансе предприятия. Показывает ремонтный бокс:

— У меня сейчас в ремонте один автомобиль МАЗ, готовим его к техосмотру. На ремонте ПАЗ, у него ТО еще действует, но уже скоро срок подходит, подкрасим, подремонтируем. Без осмотра два легковых автомобиля. Но их мы не эксплуатируем, они просто стоят пока без надобности.

Есть случаи, когда доступ к ремонтирующейся технике может получить любой посторонний человек

Проследить за окончанием сроков ТО большой техники просто.

— Техосмотр тракторов проводит «Гостехнадзор» совместно с ГАИ, назначают нам определенный день, приезжают сюда и проверяют. У нас тракторов, самоходных машин, прицепов — 73 единицы. Все как один прошли техосмотр 15 марта. 10 комбайнов прошли его 29 июня — перед самой уборочной.

У легковых и грузовых автомобилей срок ТО отличается. Николай Ильев, например, свою служебную машину на проверку гоняет в апреле. Следит за сроками и как водитель, и как инженерный работник.

— Если на дороге машина без техосмотра, несут ответственность все. И тот, кто выпустил на линию, и тот, кто выехал на линию.

Если о неисправностях, непройденном ТО, отсутствии прав не доложил водитель, проконтролировать этот вопрос должен инженерный работник. Оглядывая автопарк предприятия, не могу не поинтересоваться:

— А сможет ли инженер уследить за всеми машинами?

— Есть строгие нормы — количество машин на работника. У нас за каждым видом транспорта закреплен отдельный специалист. Я думаю, проконтролировать те же 22 легковые машины один инженерный работник в состоянии.

Человеческий фактор

Впрочем, как показывает практика, в состоянии это сделать не на каждом предприятии АПК. И дело не только в горячей поре уборочной. Машины с нарушениями инспекторы останавливают на протяжении всего года. Сведения каждую неделю подаются в комитет по сельскому хозяйству и продовольствию.

— Вот цифры только одной недели, — приводит свежую статистику старший инспектор по особым поручениям группы технического надзора дорожной инспекции и регистрационно-экзаменационной деятельности Гомельского областного управления ГАИ Александр Змушко. — 14 транспортных средств без техосмотра, 1 — с недопустимыми неисправностями, двое водителей были без прав.

Ситуация, поясняют в областной Госавтоинспекции, за последние несколько лет стала улучшаться, но все равно пока вызывает тревогу. С нарушениями на дороге попадаются как легковые машины, так и комбайны с тракторами. Причины разные. У кого-то не хватает средств на техосмотр, у кого-то кадров. Но чаще причина в безответственном отношении к процессу. Работа есть, сделать надо, и ждать техосмотр нет времени. Непреложная истина — необходимость предрейсового освидетельствования всех водителей. Если на трассе ГАИ останавливает нетрезвого механизатора АПК, вывод один: должным образом не проконтролировали.

Сотрудники ГАИ периодически проверяют и территории сельскохозяйственных предприятий. Факты этого лета. Одно из предприятий Лоевского района: на территорию машинно-тракторного парка попасть можно беспрепятственно, кирпичная стена навеса для хранения техники разрушена. В Речицком районе инспекторы и вовсе наткнулись на удивительную картину: ничем не ограниченный въезд на склад и трактор с открытой дверью и ключами в замке зажигания. Как говорится, заходи, кто хочет, и при желании ломай, что хочешь.

И в ГАИ, и в комитете по сельскому хозяйству и продовольствию сходятся в одном: всему виной пресловутый человеческий фактор. Меньше нарушений там, где у руля ответственный руководитель, а система контроля за выезжающими на линию строгая.

Предотвратить трагедию

Наказание неотвратимо настигает и водителей, и руководителей, допустивших нарушения, а также тех из них, кто упорно не выполняет предписания ГАИ. Впрочем, главная цель — не наказать очередным штрафом, а предотвратить трагедии. К сожалению, дорожно-транспортные происшествия с участием служебных машин сельхозпредприятий случаются. Всего с начала года по их вине произошло 5 ДТП. В них погиб 1 человек, а четверо получили травмы.

Самым трагичным стало ДТП, которое произошло 21 августа в Буда-Кошелевском районе. Было около восьми вечера, по улице Слободской агрогородка Широкое ехал погрузчик, за рулем которого находился 32-летний местный житель. Он сворачивал с главной дороги на второстепенную, где шла группа детей. Водитель попытался объехать их, но трактор зацепил ковшом 14-летнюю школьницу, которая шла навстречу по левой обочине, и съехал в поле. Дети разбежались. Девочка от полученных травм умерла на месте происшествия. Следствие по этому делу еще идет. Водитель был трезв, а вот трактор, как оказалось, техосмотр не прошел. Состояние транспортного средства вызвало у следователей подозрения. Исправны ли были тормоза, покажет экспертиза.

КОМПЕТЕНТНО

Дмитрий Петрожицкий, председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского облисполкома:


— Информацию от ГАИ комитет по сельскому хозяйству и продовольствию получает еженедельно. Ее мы анализируем и доводим до сведения районов, а потом и руководителей хозяйств. Решения о наказании принимают на месте. Ежеквартально мы проводим коллегии, на которых рассматриваем вопросы охраны труда, сохранности техники и, конечно, дорожной безопасности.

В конечном итоге все зависит от того, насколько ответственны руководители хозяйств. Мы не можем прийти и проследить, чтобы каждая машина прошла техосмотр. Если такая необходимость возникнет, то надо будет ставить вопрос о соответствии руководителя предприятия занимаемой должности.

Проконтролировать «сверху» техосмотр легкового транспорта очень сложно. Легче дело обстоит с тракторной техникой. Есть предприятие «Гостехнадзор», которое проводит ТО таких транспортных средств централизованно. Техосмотр трактор не получит, пока не будут устранены все недостатки.

valchencko@mail.ru

Фото автора и Гомельского областного управления ГАИ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Надежда
Разложили по деталям, да не всё. Главная проблема деньги. Вы представляете себе сколько стоит пройти техосмотр для МАЗа?  С дорожным налогом- около 700-800 рублей. Умножьте на всю колхозную технику и с чем оставите  колхозников? А сколько стоит  одна запчастка? А литр солярки? Где брать деньги? А ещё драть штрафы с нищего водителя за государственный транспорт- это верх издевательств. И где гарантия что после техосмотра  в течение года не откажут тормоза или мало что ещё?
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости