На недавнем совещании по вопросу совершенствования системы управления белорусской энергетикой Президент потребовал сформировать прогноз топливно-энергетического баланса страны и разработать четкий и реалистичный план расширения направлений использования электроэнергии в самых разных сферах. До конца следующего года в Островце состоится запуск первой очереди БелАЭС, и важно к этому моменту выстроить четкую систему энергопотребления, чтобы дорогостоящий проект не работал вхолостую. Жилье,
транспорт, промышленность — в каких еще сферах мы активно будем применять энергию, полученную с помощью мирного атома? Этому вопросу был посвящен «круглый стол», прошедший в нашей редакции. В разговоре приняли участие директор Института энергетики НАН Антон Бринь, главный научный сотрудник ГП «Институт жилища — НИПТИС имени С.С. Атаева» Владимир Пилипенко, начальник управления инвестиций и энергоресурсов Министерства промышленности Дмитрий Рукшин и заместитель начальника службы технической политики и инвестиций — начальник отдела энергосберегающих технологий Белорусской железной дороги Александр Хачков.
Ставка — на жилье и транспорт
«Р»: Вопрос о строительстве в нашей стране АЭС прорабатывался еще в начале 1990-х годов. В 2006-м к этому вопросу вернулись, и тогда уже стало очевидно: станции быть. Совершенно ясно, что первой перспективу расширения направлений использования электроэнергии проанализировала наука. Какие перспективные направления были определены изначально?
Антон БРИНЬ: Основы были заложены еще в Концепции энергетической безопасности в уже далеком 2007 году. Тогда прогнозировалось, что к 2020-му страна будет потреблять 47,1 млрд киловатт-часов электроэнергии. Затем практически вдвое выросла цена на природный газ, поэтому в 2014 году вышла вторая редакция этой концепции, которая учитывала эти изменения. Потом приняли Концепцию энергобезопасности 2015 года, она снова скорректировала планы по росту потребления энергии, которые, кстати, у нас тоже не выполнялись. Сейчас считается, что к 2020 году в стране будет потребляться 39,9 млрд киловатт-часов электроэнергии. В прошлом году это было всего 37,1 млрд, так что с точки зрения роста потребления нам есть куда расти.
Я вхожу в рабочую группу под руководством заместителя Премьер-министра Игоря Ляшенко, цель которой — повышение электропотребления в стране через освоение новых технологий в промышленности, а также в жилищном секторе, на транспорте. Мы рассматриваем вопросы активного внедрения в стране электротранспорта, электрификацию железной дороги и многие другие направления. Что касается наиболее перспективных, то Национальная академия наук считает, что самый оптимальный проект — с точки зрения тарифов и затрат, направляемых на модернизацию, — это строительство нового электрифицированного жилья. Кстати, Институт энергетики НАН совместно с Институтом жилища — НИПТИС им. С.С. Атаева и Витебским заводом электроизмерительных приборов завершает технико-экономическое обоснование интересного пилотного проекта — 150-квартирного жилого дома для научных сотрудников НАН. Вторым пунктом можно рассмотреть электротранспорт, потому что с его внедрением мы получаем дополнительный бонус с точки зрения экологии. Не нужно забывать, что именно автомобили наиболее загрязняют экосреду.
Эксперты убеждены: прежде чем переходить на строительство электрифицированного жилья, нужно решить проблему тарифов.
«Р»: Итак, одно из самых перспективных направлений для повышения электропотребления — это строительство. В мире немало примеров, когда жилье полностью отапливается за счет электричества. Какова перспектива такой застройки у нас, особенно учитывая растущие цены на привозной газ? Определена ли тарифная политика для такого жилья?
Владимир ПИЛИПЕНКО: При существующих тарифах жилые дома, где инженерные системы будут запитаны от электричества, включая отопление и горячее водоснабжение, в эксплуатации будут значительно дороже. Поэтому, конечно же, прежде чем переходить на строительство такого жилья, необходимо будет решить проблему тарифов. Пока ответа на этот вопрос мы не получили. У энергетиков своя позиция в этом вопросе, у ЖКХ — своя.
В целом же, если говорить о жилье, которое отапливается электричеством, главное его преимущество — это безопасность. Вы знаете, что ежегодно, особенно в осеннее-зимний сезон, из-за неправильной эксплуатации имеют место выходы из строя печного и газового оборудования. Происходят пожары. Особенно это касается пенсионеров, малообеспеченных людей, которые эксплуатируют его с нарушениями. Второй плюс нового типа жилья — это экологичность, комфорт. Третий — экономия, при грамотной тарифной политике, поскольку возможно использовать элементы концепции «умный дом», позволяющие экономить затраты.
Концепция такого дома разработана. Но прежде чем его строить, необходимо провести соответствующий эксперимент, как было в случае с энергоэффективным жильем. Пилотный проект позволит отработать технические решения, которые будут тиражироваться в последующем по всей стране. Однако есть сложности: в течение всего 2018 года Мингорисполком не смог решить вопрос с определением места под него. Предлагается провести тендер на выделение площадки: кто купит, тот и будет проектировать. Но, как вы понимаете, проектировать должны специалисты, которые разработали концепцию такого дома.
На сегодняшний день жилищный сектор потребляет более 30 процентов энергоресурсов, он достаточно энергоемкий. Вместе с тем переводить жилье на электричество тоже нужно рационально. Там, где есть теплоцентрали, где жилье приближено к ТЭЦ, необходимо использовать горячую воду. В других случаях — «электрические» технологии будут очень даже уместны. За ними будущее.
Потреблять и экономить
«Р»: Рабочей группе в срок до 10 января 2019 года поручено изучить потребность страны в создании новых энергоемких производств в различных сферах экономики и подготовить предложения на долгосрочную перспективу до 2035 года. Что мы имеем сегодня и на что ориентируемся?
Дмитрий РУКШИН: Направления по увеличению потребления электрической энергии в целом в промышленных организациях определены. Так, одним из них могло бы стать ее использование для обогрева помещений. В среднесрочном периоде мы смогли бы увеличить потребление электроэнергии на 0,19 млрд киловатт-часов в год. Однако все упирается в тариф. Сегодня промышленные организации за электроэнергию, используемую на обогрев, платят в 4,2 раза больше, чем на технологические цели.
Предприятия принимают решение об увеличении потребления электроэнергии или природного газа исходя из экономических результатов своей производственной деятельности. И это понятно, ведь нужно произвести конкурентную продукцию с минимальными затратами, в том числе и топливно-энергетическими. Из этого же принципа исходят при проведении модернизации. Яркий тому пример — реализация проекта по строительству мелкосортно-проволочного стана на БМЗ. Но в такой модернизации есть и обратная сторона: внедряя новое современное оборудование, как правило, мы получаем не повышение, а, напротив, снижение потребления электроэнергии.
Как быть в сегодняшних условиях, когда установился практически паритет цен по газу и электричеству? Возможно, есть смысл обеспечить спрос на электрическую энергию за счет предоставления льгот, поощрений для тех, кто сделает ставку на использование электрической энергии вместо природного газа. Думаю, это дало бы положительный эффект.
К слову, наибольшее количество электроэнергии потребляют литейное, термическое и гальваническое производства. При этом вопрос равномерного потребления электроэнергии этими производствами в наших организациях уже отработан — пиковые нагрузки приходятся на ночное время. Что касается реализации новых крупных проектов, которые обеспечат увеличение потребления электрической энергии в будущем, БЕЛАЗ, БелАвтоМАЗ, «Амкодор» и другие промышленные организации их разработали. Но на сроки реализации влияет дефицит финансовых средств, который сложился в акционерных обществах. Для определения источников финансирования проектов ведем работу по привлечению как европейских, так и китайских кредитных линий.
Как стать конкурентоспособными
«Р»: Еще год назад электрификация Белорусской железной дороги составляла 20 процентов. Есть ли здесь возможности для развития, ведь, по мнению ученых, это одна из самых перспективных для электрификации отраслей?
Александр ХАЧКОВ: Сейчас этот показатель составляет 22 процента. Мы потребляем около 2 процентов электроэнергии в стране. Львиная доля этой цифры приходится на электротягу поездов. Примерно 70 процентов из них грузовые, остальные — пассажирские. Мы активно работаем в этом направлении. Сейчас приступили к электрификации участка Жлобин — Калинковичи — Барбаров. Его строительство завершим к 2020 году. Прирост потребления составит 40 млн киловатт-часов электроэнергии. Уже тогда доля электрифицированных участков составит 25 процентов. Кроме того, в плане электрификация и других участков — Барановичи — Лунинец — Ситница и Ситница — Калинковичи, в результате чего ожидается прирост более чем на 100 млн киловатт-часов.
Основная проблема — тарифы. Если они не изменятся, процессы не ускорятся. Окупаемость наших проектов по электрификации — более 30 лет. Если бы тарифы для нас, а они одни из самых высоких в стране, снизились, скажем, на 20 процентов, окупаемость бы ускорилась лет на пять. Это же мешает нам пока говорить о конкуренции в сфере перевозок. У наших соседей электроэнергия для нужд железной дороги вдвое дешевле, так что нам пока сложно конкурировать. Если говорить о внутриреспубликанских перевозках, то тариф на электроэнергию для нас выше тарифов городского электротранспорта более чем на 20 процентов.
Владимир ПИЛИПЕНКО: Мне кажется, мы подошли к тому, что нам нужна программа, которая бы объединила все отрасли экономики и где были бы просчитаны необходимые средства, чтобы перевести промышленность, транспорт, строительство на электричество. А пока работа по выработке оптимальной модели энергопотребления продолжается.
Сегодня электрификация Белорусской железной дороги составляет 22 процента. Это около 2 процентов от общего показателя электропотребления в стране.
Фото Александра Кушнера
arteaga@sb.by
Круглый стол: в каких отраслях и как страна будет использовать мощности своей атомной станции
Разложим энергию по полочкам
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.