Круглый стол: в каких отраслях и как страна будет использовать мощности своей атомной станции

Разложим энергию по полочкам

На недавнем совещании по вопросу совершенствования системы управления белорусской энергетикой Президент потребовал сформировать прогноз топливно-энергетического баланса страны и разработать четкий и реалистичный план расширения направлений использования электроэнергии в самых разных сферах. До конца следующего года в Островце состоится запуск первой очереди БелАЭС, и важно к этому моменту выстроить четкую систему энергопотребления, чтобы дорогостоящий проект не работал вхолостую. Жилье,
Считается, что к 2020 году в стране будет потребляться 39,9 млрд кВт•ч электроэнергии.

транспорт, промышленность — в каких еще сферах мы активно будем применять энергию, полученную с помощью мирного атома? Этому вопросу был посвящен «круглый стол», прошедший в нашей редакции. В разговоре приняли участие директор Института энергетики НАН Антон Бринь, главный научный сотрудник ГП «Институт жилища — НИПТИС имени С.С. Атаева» Владимир Пилипенко, начальник управления инвестиций и энергоресурсов Министерства промышленности Дмитрий Рукшин и заместитель начальника службы технической политики и инвестиций — начальник отдела энергосберегающих технологий Белорусской железной дороги Александр Хачков.

Ставка — на жилье и транспорт

«Р»: Вопрос о строительстве в нашей стране АЭС прорабатывался еще в начале 1990-х годов. В 2006-м к этому вопросу вернулись, и тогда уже стало очевидно: станции быть. Совершенно ясно, что первой перспективу расширения направлений использования электроэнергии проанализировала наука. Какие перспективные направления были определены изначально?

Антон Бринь.
Антон БРИНЬ: Основы были заложены еще в Концепции энергетической безопасности в уже далеком 2007 году. Тогда прогнозировалось, что к 2020-му страна будет потреблять 47,1 млрд киловатт-часов электроэнергии. Затем практически вдвое выросла цена на природный газ, поэтому в 2014 году вышла вторая редакция этой концепции, которая учитывала эти изменения. Потом приняли Концепцию энергобезопасности 2015 года, она снова скорректировала планы по росту потребления энергии, которые, кстати, у нас тоже не выполнялись. Сейчас считается, что к 2020 году в стране будет потребляться 39,9 млрд киловатт-часов электроэнергии. В прошлом году это было всего 37,1 млрд, так что с точки зрения роста потребления нам есть куда расти. 

Я вхожу в рабочую группу под руководством заместителя Премьер-министра Игоря Ляшенко, цель которой — повышение электропотребления в стране через освоение новых технологий в промышленности, а также в жилищном секторе, на транспорте. Мы рассматриваем вопросы активного внедрения в стране электротранспорта, электрификацию железной дороги и многие другие направления. Что касается наиболее перспективных, то Национальная академия наук считает, что самый оптимальный проект — с точки зрения тарифов и затрат, направляемых на модернизацию, — это строительство нового электрифицированного жилья. Кстати, Институт энергетики НАН совместно с Институтом жилища — НИПТИС им. С.С. Атаева и Витебским заводом электроизмерительных приборов завершает технико-экономическое обоснование интересного пилотного проекта — 150-квартирного жилого дома для научных сотрудников НАН. Вторым пунктом можно рассмотреть электротранспорт, потому что с его внедрением мы получаем дополнительный бонус с точки зрения экологии. Не нужно забывать, что именно автомобили наиболее загрязняют экосреду. 

Эксперты убеждены: прежде чем переходить на строительство электрифицированного жилья, нужно решить проблему тарифов.
фото Юрия Мозолевского


«Р»: Итак, одно из самых перспективных направлений для повышения электропотребления — это строительство. В мире немало примеров, когда жилье полностью отапливается за счет электричества. Какова перспектива такой застройки у нас, особенно учитывая растущие цены на привозной газ? Определена ли тарифная политика для такого жилья?

Владимир ПИЛИПЕНКО.
Владимир ПИЛИПЕНКО: При существующих тарифах жилые дома, где инженерные системы будут запитаны от электричества, включая отопление и горячее водоснабжение, в эксплуатации будут значительно дороже. Поэтому, конечно же, прежде чем переходить на строительство такого жилья, необходимо будет решить проблему тарифов. Пока ответа на этот вопрос мы не получили. У энергетиков своя позиция в этом вопросе, у ЖКХ — своя. 

В целом же, если говорить о жилье, которое отапливается электричеством, главное его преимущество — это безопасность. Вы знаете, что ежегодно, особенно в осеннее-зимний сезон, из-за неправильной эксплуатации имеют место выходы из строя печного и газового оборудования. Происходят пожары. Особенно это касается пенсионеров, малообеспеченных людей, которые эксплуатируют его с нарушениями. Второй плюс нового типа жилья — это экологичность, комфорт. Третий — экономия, при грамотной тарифной политике, поскольку возможно использовать элементы концепции «умный дом», позволяющие экономить затраты.

Концепция такого дома разработана. Но прежде чем его строить, необходимо провести соответствующий эксперимент, как было в случае с энергоэффективным жильем. Пилотный проект позволит отработать технические решения, которые будут тиражироваться в последующем по всей стране. Однако есть сложности: в течение всего 2018 года Мингорисполком не смог решить вопрос с определением места под него. Предлагается провести тендер на выделение площадки: кто купит, тот и будет проектировать. Но, как вы понимаете, проектировать должны специалисты, которые разработали концепцию такого дома. 

На сегодняшний день жилищный сектор потребляет более 30 процентов энергоресурсов, он достаточно энергоемкий. Вместе с тем переводить жилье на электричество тоже нужно рационально. Там, где есть теплоцентрали, где жилье приближено к ТЭЦ, необходимо использовать горячую воду. В других случаях — «электрические» технологии будут очень даже уместны. За ними будущее.

Потреблять и экономить

«Р»: Рабочей группе в срок до 10 января 2019 года поручено изучить потребность страны в создании новых энергоемких производств в различных сферах экономики и подготовить предложения на долгосрочную перспективу до 2035 года. Что мы имеем сегодня и на что ориентируемся?

Дмитрий РУКШИН.
Дмитрий РУКШИН: Направления по увеличению потребления электрической энергии в целом в промышленных организациях определены. Так, одним из них могло бы стать ее использование для обогрева помещений. В среднесрочном периоде мы смогли бы увеличить потребление электроэнергии на 0,19 млрд киловатт-часов в год. Однако все упирается в тариф. Сегодня промышленные организации за электроэнергию, используемую на обогрев, платят в 4,2 раза больше, чем на технологические цели. 

Предприятия принимают решение об увеличении потребления электроэнергии или природного газа исходя из экономических результатов своей производственной деятельности. И это понятно, ведь нужно произвести конкурентную продукцию с минимальными затратами, в том числе и топливно-энергетическими. Из этого же принципа исходят при проведении модернизации. Яркий тому пример — реализация проекта по строительству мелкосортно-проволочного стана на БМЗ. Но в такой модернизации есть и обратная сторона: внедряя новое современное оборудование, как правило, мы получаем не повышение, а, напротив, снижение потребления электроэнергии.

Как быть в сегодняшних условиях, когда установился практически паритет цен по газу и электричеству? Возможно, есть смысл обеспечить спрос на электрическую энергию за счет предоставления льгот, поощрений для тех, кто сделает ставку на использование электрической энергии вместо природного газа. Думаю, это дало бы положительный эффект.

К слову, наибольшее количество электроэнергии потребляют литейное, термическое и гальваническое производства. При этом вопрос равномерного потребления электроэнергии этими производствами в наших организациях уже отработан — пиковые нагрузки приходятся на ночное время. Что касается реализации новых крупных проектов, которые обеспечат увеличение потребления электрической энергии в будущем, БЕЛАЗ, БелАвтоМАЗ, «Амкодор» и другие промышленные организации их разработали. Но на сроки реализации влияет дефицит финансовых средств, который сложился в акционерных обществах. Для определения источников финансирования проектов ведем работу по привлечению как европейских, так и китайских кредитных линий. 

Как стать конкурентоспособными

«Р»: Еще год назад электрификация Белорусской железной дороги составляла 20 процентов. Есть ли здесь возможности для развития, ведь, по мнению ученых, это одна из самых перспективных для электрификации отраслей?

Александр Хачков.
Александр ХАЧКОВ: Сейчас этот показатель составляет 22 процента. Мы потребляем около 2 процентов электроэнергии в стране. Львиная доля этой цифры приходится на электротягу поездов. Примерно 70 процентов из них грузовые, остальные — пассажирские. Мы активно работаем в этом направлении. Сейчас приступили к электрификации участка Жлобин — Калинковичи — Барбаров. Его строительство завершим к 2020 году. Прирост потребления составит 40 млн киловатт-часов электроэнергии. Уже тогда доля электрифицированных участков составит 25 процентов. Кроме того, в плане электрификация и других участков — Барановичи — Лунинец — Ситница и Ситница — Калинковичи, в результате чего ожидается прирост более чем на 100 млн киловатт-часов.

Основная проблема — тарифы. Если они не изменятся, процессы не ускорятся. Окупаемость наших проектов по электрификации — более 30 лет. Если бы тарифы для нас, а они одни из самых высоких в стране, снизились, скажем, на 20 процентов, окупаемость бы ускорилась лет на пять. Это же мешает нам пока говорить о конкуренции в сфере перевозок. У наших соседей электроэнергия для нужд железной дороги вдвое дешевле, так что нам пока сложно конкурировать. Если говорить о внутриреспубликанских перевозках, то тариф на электроэнергию для нас выше тарифов городского электротранспорта более чем на 20 процентов. 

Владимир ПИЛИПЕНКО: Мне кажется, мы подошли к тому, что нам нужна программа, которая бы объединила все отрасли экономики и где были бы просчитаны необходимые средства, чтобы перевести промышленность, транспорт, строительство на электричество. А пока работа по выработке оптимальной модели энергопотребления продолжается.

Сегодня электрификация Белорусской железной дороги составляет 22 процента. Это около 2 процентов от общего показателя электропотребления в стране.
Фото Владимира Шлапака

Фото Александра Кушнера
 
arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter