Разгром армии Ататюрка при Эргенеконе

В Турции завершилось вынесением приговора длившееся шесть лет дело подпольной организации «Эргенекон».

В Турции завершилось вынесением приговора длившееся шесть лет дело подпольной организации «Эргенекон». Которая, возможно, на самом деле никогда не существовала.

Обвиняемыми по делу «Эргенекона» проходили в общей сложности 375 человек. Стамбульский суд оправдал только 21 из них, а остальных признал виновными. Из них около 20 человек получили пожизненные сроки. Самым высокопоставленным из осужденных пожизненно оказался бывший начальник генштаба Турции, 70-летний генерал Илкер Башбуг, который руководил турецкой армией с 2008 по 2010 год. Именно военная элита страны стала главной жертвой дела «Эргенекона», за решетку отправились десятки генералов и адмиралов. Кроме того, осуждены по данному делу чиновники, ученые, писатели, журналисты, выступавшие с критикой режима Эрдогана.

По официальной версии, нынешний судебный процесс стал результатом полицейской операции 2007 года, в ходе которой был обнаружен подпольный склад оружия и взрывчатки в Стамбуле. В ходе расследования было составлено обвинительное заключение, согласно которому несколько сотен человек планировали дестабилизировать ситуацию в Турции, а затем путем военного переворота свергнуть Эрдогана. При этом следователи утверждали, что участники заговора собирались производить на продажу биологическое и химическое оружие, а заработанные деньги использовать для получения контроля над всеми террористическими организациями Турции и мира. К делу постепенно подшили еще 23 уголовных преступления, в том числе убийство судьи в Анкаре в 2006 году и несколько убийств христиан в Турции. По версии властей, члены «Эргенекона» намерены были таким образом подставить власти, сформировав негативное общественное мнение о правительстве внутри страны и за ее пределами. Дело заговорщиков было серьезно расширено в 2009 году после признательных показаний нескольких высокопоставленных военных. Кроме того, власти заявили, что летом того же года были найдены дневники с конкретными планами свержения правительства.

Дело «Эргенекона» стало не первым крупным заговором, раскрытым властями. В сентябре 2012 года завершился суд по делу о так называемом плане «Кувалда», который якобы предполагал взрыв мечети в Стамбуле и войну с Грецией ради свержения нынешней власти. В итоге 322 человека были приговорены к тюремным срокам, а 34 оправданы.

Описание дела «Эргенекона» наводит на мысль, что оно, как минимум, несколько натянуто, как максимум – полностью сфабриковано. Здесь автоматически напрашивается аналогия с советским «большим террором» 1937–1938 годах, когда власть, фабрикуя дела о заговорах и шпионаже, избавлялась от возможных внутренних оппонентов.

Турецкая армия, вторая по своему потенциалу в НАТО после американской, уже почти 90 лет считается главным хранителем заветов Мустафы Кемаля Ататюрка, то есть гарантом светского проевропейского пути развития страны. В ХХ веке она несколько раз организовывала военные перевороты, чтобы предотвратить действия гражданских властей по исламизации страны.

Пришедшая к власти в 2002 году Партия справедливости и развития (ПСР) уверенно взяла курс на исламизацию Турции и соответственно на отход от наследия Ататюрка. Для лидера ПСР Реджепа Тайипа Эрдогана, занимающего должность премьер-министра страны, важнейшей задачей стало установление контроля над армией, что устранило бы главное препятствие на пути исламизации. Причем для этого Эрдоган активно использовал «демократическую» риторику, заявляя, что без полного гражданского контроля над армией Турцию никогда не примут в ЕС. На самом деле возможность приема страны в Евросоюз давно никто всерьез не рассматривает ни в Европе, ни в Турции. Но армию под контроль Эрдоган действительно взял путем массовых репрессий против ее руководства.

Правда, как и в СССР в конце 1930-х – начале 1940-х, разгром армейского руководства обернулся резким падением боеспособности ВС. Это является главной причиной того, почему огромная и мощная турецкая армия так и не совершила интервенцию в Сирию, хотя руководство страны полностью и безоговорочно поддерживает повстанцев.

С другой стороны, совершать агрессию против Турции сегодня некому. Поэтому Эрдоган и дальше может громить собственную армию, добиваясь ее полной лояльности. Цель турецкого премьера – изменение конституции страны, окончательное изгнание из нее заветов Ататюрка, превращение Турции из парламентской республики в президентскую. После чего сам Эрдоган и займет президентский пост. Каким после этого станет геополитический курс Анкары – вопрос чрезвычайно интересный.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter