Разговоры о Евразийском союзе как альтернативе ЕС контрпродуктивны

Надо помнить, что интеграция в рамках Евросоюза основывается не только на экономических мотивах.

Проблемы интеграционных процессов на постсоветском пространстве

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) долгое время казалось невнятным придатком «бумажной интеграции» бывших советских республик. Сегодня результативное экономическое взаимодействие выливается в создание реально действующих институтов.

Но если проанализировать мировую практику, формирование интеграционного блока существенно облегчается, если его потенциальные участники более или менее равновелики. Поэтому успех Европейского союза (ЕС) в значительной мере предопределен тем объективным обстоятельством, что в нем имеются как крупные относительно равновеликие страны – Англия, Франция, ФРГ, Италия, так и малые – Голландия, Бельгия, Ирландия и др. Почему это важно? Потому что, передавая в наднациональный орган часть своего суверенитета, каждой стране приходится идти на компромисс – что-то получать и что-то отдавать.

Нельзя забывать и о том высоком экономическом уровне развития европейских стран, на котором создавалось ЕС.

На Россию приходится 65–70% всего экономического потенциала содружества. И в этом главная проблема. России в принципе трудно координировать любые свои шаги с «малыми» государствами, а они, как правило, не имеют желания подчиняться ее правилам и нормам. Россия слишком велика, чтобы быть равноправным партнером, и это объективно затрудняет любую интеграцию с ее участием.

И все же «интеграционное окно» возможностей в рамках содружества есть. Это Таможенный союз, который в перспективе способен стать ядром будущего Евразийского союза. Таможенный союз сформирован и действует. Провозглашено начало строительства Единого экономического пространства (ЕЭП). С января 2012 года приступила к работе Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – главный интеграционный и, что самое важное, наднациональный орган трех стран. Россия, Беларусь и Казахстан заявили о переходе к следующему этапу интеграции – созданию к 2015 году Евразийского экономического союза (ЕЭС). Все это, несомненно, внушает оптимизм.

В перспективе речь может пойти и о ликвидации границ между тремя государствами, и о введении единой визы для иностранцев по типу шенгенской. Запад уже забеспокоился, заговорив о возрождении СССР, хотя на самом деле речь, конечно, не идет о восстановлении единого государства.

Государствам – членам нового экономического союза необходимо инициировать совместную программу реструктуризации и диверсификации собственных экономик, используя оставшиеся заделы советского научно-технического потенциала. Если же отказаться от попытки реанимации оставшейся, еще весьма приличной по международным меркам, части советского научно-технического потенциала, то все страны постсоветского мира неизбежно скатятся в зону «технологического захолустья». Координация национальных промышленных политик, которую должна инициировать Россия, становится здесь императивом.

Все разговоры о Евразийском союзе как альтернативе ЕС кажутся мне контрпродуктивными. Надо помнить, что интеграция в рамках Евросоюза основывается не только на экономических мотивах. В нем присутствует некая социокультурная европейская установка, сплачивающая народы и государства. У нас пока такого стержня нет.

Но что касается чисто экономического аспекта интеграционных проектов, то при определенных условиях они перспективны, и здесь я не вижу никакой альтернативы российской щедрости. Если Россия действительно хочет консолидировать постсоветское пространство, то у нее нет никакого другого выбора, кроме как платить за интеграцию.

Как показывает опыт, стабильные интеграционные эффекты возникают только тогда, когда помимо чисто рыночных сил проводится систематическая координация национальных экономических политик и постоянно совершенствуется институциональный и правовой механизмы межстранового взаимодействия. Ведь по большому счету перед всеми государствами стоят одинаковые задачи: стабильный рост экономик, их диверсификация и модернизация в интересах повышения благосостояния  их народов.

Руслан ГРИНБЕРГ, 
директор Института экономики Российской академии наук,
член-корреспондент РАН
Материал подготовлен при содействии журнала «Мир перемен»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter