Разговоры о пенсии будут всегда, природа у нас такая

Разговоры на пенсии

Есть у меня знакомые и в Украине, и в Италии, так уж получилось. Недавно созвонились мы вместе (спасибо мессенджерам!), и зашел у нас, кроме прочего, разговор о пенсиях. Которые итальянцам громко (аж по Euronews объявляли) «снизили на 5 лет». А пенсионный фонд Украины как раз в это же время объявил, что средняя пенсия в стране на 1 января 2019 года превзошла уровень 2,5 тысячи гривен. Значит, стала практически равна 200 белорусским рублям. Средняя белорусская пенсия в декабре составляла 394 рубля. 


Вопрос, ради чего тогда все в соседней стране (для Италии Украина тоже близка: очень уж много людей оттуда замечают итальянцы на не самых, скажем так, престижных работах) — во имя и зачем все вот это затевалось, в беседе не звучал. Мы люди тактичные, это раз. Во‑вторых, ответ на него ничего, кроме горечи, не даст. Тут ведь не ответ важен, а урок. 

Статистическое ведомство Евросоюза (Евростат) в самом конце прошлого года подсчитало и опубликовало другие цифры: сколько пенсионеров в странах ЕС «испытывают риск нищеты». Когда я начал «грузить» приятелей примененными способами расчетов, методами определения и использованными данными, они в один голос закричали: хватит, верим! И правильно сделали: сами подумайте, Евростат, составляя методику, будет стремиться увеличить или уменьшить «уровень нищеты» своих граждан? 

Так вот, есть у нас еще и сейчас «независимые эксперты», которые неоднократно указывали и продолжают талдычить: мол, Беларусь упустила свой шанс, а надо было, как в Прибалтике (тогда) сделать, сейчас бы жили, как страны Балтии, шпротами в масле катались. Вот данные Евростата: «В Литве в 2017 году 36,7% пенсионеров грозила нищета. В Эстонии таких 46%, в Латвии — 44%». Почти каждый второй из тех, кто на пенсии, каждый третий — точно. Хотели бы вы видеть в их числе свою мать? Отца, может быть, дядю или свекровь? Или вам с вашими грантами это никогда не грозит? Ой, не зарекайтесь... 

В разговор вступил «итальянец» и вот что рассказал о тонкостях «снижения пенсионного возраста по‑итальянски». Тонкости таковы: снизили‑то снизили, но «по правилу 100». Это значит, что трудовой стаж плюс пенсионный возраст должны в сумме давать сотню, не меньше. При условиях: минимальный возраст для «пора на покой» — 62 года, минимальный стаж — 38 лет. Если, как делали многие молодые итальянцы, ты учился лет до 25, то лишь к 63‑м годам тебе зачтут «сотню». Раньше — нет. Никак. 

В Беларуси, напомню, с этого года мужчины уходят «растить сад и огород» в 61,5 года, женщины — в 56,5 года. Этот возраст постепенно будет расти — до 63 и 58 соответственно. Между тем для итальянских благообразных старичков, какими мы их себе представляем, даже то снижение — временное. Потому что итальянское правительство рассматривает все это как эксперимент и проводить его пока собирается лишь до конца 2021 года. 

Тут они — живущие в Украине и Италии — почти хором стали мне в трубку кричать, чтобы я помолчал уже. Чтобы перестал вещать о надуманных проблемах, когда у людей вот тут реально болит и здесь давит. Не тебе жаловаться, возмущались они, сиди у себя в Беларуси и радуйся. Раз в год давай навещай нас — в море там искупайся или кавунов от пуза поешь — и езжай обратно. И радуйся опять, пока едешь!..

А я что? Я и не жалуюсь...

mukovoz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter