Разговор в пользу бедных

О «Саммите тысячелетия»

Ассамблея ООН, которая открылась на этой неделе в штаб–квартире в Нью–Йорке, также носит название «Саммит тысячелетия». Как и десять лет назад, когда в сентябре 2000 года международное сообщество приняло амбициозную программу под обязывающим названием «Цели развития тысячелетия».


Помните ту эйфорию, которая царила вокруг этого события? Еще бы, такого в истории человечества, да и самой ООН, еще не было! Организация, которая обычно дальше политических деклараций не идет, установила тогда восемь очень важных и вполне конкретных целей. Например, вдвое сократить число людей, живущих в условиях крайней нищеты и голода. На две трети уменьшить детскую смертность. На три четверти снизить число смертей при родах... Эти цели предполагалось достичь к 2015 году, а каждые пять лет отчитываться о сделанном. Сейчас как раз закончилась вторая пятилетка... Итог подвела канцлер ФРГ Ангела Меркель, заявившая: «Все цели развития тысячелетия к сроку достичь не удастся»...


Как же отличается то приподнятое настроение, которое царило в начале третьего миллениума, от нынешнего всеобщего уныния!


И дело, на мой взгляд, вовсе не в экономическом пессимизме, обусловленном мировым финансовым кризисом. Хотя сам кризис сбрасывать со счетов, конечно, нельзя. Именно он обусловил сокращение ВВП не только развивающихся, но и развитых стран мира. Отсюда и заявление Ангелы Меркель о невозможности достичь всех целей развития тысячелетия. Целью правительства ФРГ является предоставление 0,7 процента от валового внутреннего продукта в качестве помощи развивающимся странам. Но в 2010 году, по прогнозам, эта цифра составит всего лишь 0,4 процента ВВП.


Продолжая тему, президент Франции Николя Саркози предложил ввести дополнительный налог на банковские операции для сбора необходимых средств. Тем самым сделал завуалированный намек, кто виноват в том, что цели тысячелетия пока недостижимы.


Впрочем, Меркель без всякой вуали возложила ответственность в том числе и на правительства самих развивающихся стран, нуждающихся в помощи. «Без собственного экономического роста развивающимся странам будет слишком сложно преодолеть бедность и голод», — подчеркнула канцлер ФРГ. В частности, указала она, в бедных странах необходимо развивать эффективные рыночные структуры.


Надо, кто бы спорил... Согласно данным, приведенным в последнем докладе ООН, в настоящее время 40% мирового населения имеет лишь 5% общего дохода, в то время как 70% дохода приходится на 5% населения. Но является ли это проблемой самих развивающихся стран? Или это все–таки проблема не равных, а где–то и дискриминационных условий на мировом рынке?


Президент Боливии Эво Моралес однозначно ответил на этот вопрос, в своем выступлении осудив отношение развитых стран к бедным странам южного полушария как к источникам сырья и призвав прекратить разграбление их ресурсов.


О необходимости укрепления глобального партнерства сказал в своем выступлении министр иностранных дел нашей страны Сергей Мартынов. По его мнению, без установления поистине партнерских отношений пока не удается продвинуться в решении проблемы глобальной энергетической безопасности, сделать передовые энергетические технологии достоянием и двигателем прогресса всех государств, за что последовательно ратует Беларусь.


Мировое сообщество так и не приблизилось к выработке единых, согласованных подходов к стимулированию национальных экономик. Более того, налицо ужесточение позиций и протекционистских мер в международной торговле со стороны развитых государств. А это в условиях кризиса больнее всего бьет по странам развивающимся и странам со средним уровнем дохода с открытой экономикой. «Это, конечно, не партнерство», — заключил министр Мартынов.


И все же, несмотря на отсутствие ощутимых экономических результатов, разбор полетов на нынешнем «Саммите тысячелетия», считаю, получился весьма продуктивным. А главное — своевременным. Ведь локомотив мировой экономики — США — окончательно выйдет из нынешнего мирового кризиса не ранее 2014 года. С таким прогнозом только что выступил британский еженедельник Economist.


По прогнозам еженедельника, предстоящие четыре года будут для мировой экономики очень сложными, когда сохранится высокий уровень безработицы, а деловая активность останется низкой. Случайно или нет, но через пять лет, в 2015 году, должны быть выполнены цели развития тысячелетия. Так что без поиска новых средств не обойтись.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter