Караев поделился деталями разговора у Президента

Разговор у Президента

Актуальные темы системы МВД, преступления в сфере высоких технологий, борьба с коррупцией и подробности расследования нападения на ювелирный магазин «Яхонт». Темная сторона цифровизации и коррупция как угроза национальной безопасности страны. Министр внутренних дел Юрий Караев доложил Президенту об оперативной обстановке, борьбе с коррупцией и новой системе оценки работы правоохранителей. Деталями разговора он поделился в вечернем эфире телеканала «Беларусь 1». Предлагаем вниманию читателей печатную версию интервью.

Фото БелТА

О подробностях ограбления магазина «Яхонт»

— Оперативниками была проведена огромная работа по просмотру всех видеокамер, которые есть в этом районе. По ним установлены интересующие нас лица. Как они подходят, как они убегают из магазина. И то, что они вырвали блок видеонаблюдения из магазина, им ни в коей мере не помогло. На одной камере из парка Горького было видно, как они выбрасывают в Свислочь что-то. Потом водолазы спецподразделения «Алмаз» в этом месте подобрали винчестер, который и привязал их первым к этому ограблению.

К тому же не буду скрывать, что они очень хорошо примеряются на три из четырех дерзких ограблений коттеджей, которые были в этом году, и есть огромные основания утверждать, что там были они.

О работе по итогам совещания у Президента

— Я отчитался о том, как мы построили работу. В том плане, что собрал совещание руководящего состава центрального аппарата МВД, начальников управлений внутренних дел. Поставил им необходимые задачи. И в плане качества сбора доказательной базы, если это дела коррупционной направленности, и по борьбе с экономическими преступлениями. Чтобы не было какой-то небрежности в сборе доказательств. Чтобы было укрепление дисциплины среди сотрудников органов внутренних дел. Она на неплохом уровне, но тем не менее общество, государство предъявляют новые требования. Служить в милиции должны лучшие представители общества. Должны быть примером. Поэтому и дисциплина должна быть покрепче, чем по стране в целом.

Отношение к людям должно быть более доброжелательным. Как я всегда говорю сотрудникам, ваша каждая встреча с любым гражданином должна окончиться так: гражданин должен вам улыбнуться и вашим родителям здоровья пожелать.


О критериях оценки служебной деятельности

— Много раз в последние годы руководителями ведомства, начальниками управлений внутренних дел, департаментов, то есть руководителями высокого звена министерства, твердилось, что отходим от палочно-галочной системы. Никто никого не ругает за цифровые показатели. Но все равно внизу в подразделениях люди по старинке: а как меня сравнят с соседом? Как сравнят с аналогичным периодом прошлого года? И в силу инерции инстинктивно стараются, чтобы процент раскрываемости был не хуже, чем в прошлом году. А как он добывается? Получается, что уже подгоняют решение под задачу или задачу под решение. Делают, как удобно, и в результате не всегда помнят, что за каждым делом стоит человек. Его судьба, его права, его, быть может, обида или, наоборот, удовлетворенность. Поэтому будем эти критерии стараться поменять.

Их тоже непросто сразу отменить. Что раскрываемость была такая, а теперь мы за этим не смотрим. Нет. Так нельзя. Каждая работа должна оцениваться. Иначе, психология людей такая, они перестанут что-либо делать и к чему-либо стремиться. То есть какой-то показатель, какой-то критерий должен быть.

Например, наши сотрудники предлагают: мы перейдем на другую, балльную систему. При ней будет оцениваться не количество мелких нарушений (например, дали врачу коньяк или учителю за какую-то мелочовку, и таким образом набрали много эпизодов, преступлений), а действительно крупные дела, где нанесен значительный ущерб государству. Где видна значительная коррупция, вред нанесен большой. Где имеет место сознательное сокрытие каких-то негативных фактов, приписки, темные махинации в сферах закупок, откаты.

В наркоборьбе это крупные каналы поставки и крупные наркоорганизаторы. Чтобы не гонялись за мелкими потребителями. То есть реально надо на все смотреть. И не делать людям хуже, а, наоборот, все сомнения в пользу людей трактовать. Сейчас разрабатываем такую систему, чтобы баллы начислялись, исходя из серьезности преступлений. Я думаю, это будет непросто. Надо будет над каждым словом в инструкциях, методичках и внутренних приказах подумать, чтобы посмотреть, как оно будет работать внизу. Правильно ли это интерпретируют и поймут сами люди, опера, участковые. Надо оговорить условия, правила игры так, чтобы не было соблазна «натягивать», накручивать на какой-то результат.

Есть такое понятие, например, как критерии оценки УВД в преступлениях экономической направленности. Их должно быть, допустим, 40 за год. Зачем еще делать такой посыл, что они должны быть в райотделах по равному количеству? Что каждый райотдел должен поставить столько-то преступлений коррупционной направленности? Может быть, есть район, где нет уже крупных предприятий, и там, кроме доярки, которая вынесла литр молока, и преступлений-то никаких по линии ГУБОП быть не может. А другой район будет с крупным валютным валообразующим предприятием, где может быть много нарушений за год. И равнять эти два райотдела по одной шкале нельзя. В центральном аппарате тоже должны посмотреть, где нам не детализировать за подчиненных, не мельчить, а остановиться на своем уровне и дать подчиненным свободу самим решать, кто у них и как работает. Конечно же, контролируя, но не заставляя эти показатели натягивать.

О преступлениях в сфере высоких технологий

— Их рост связан с развитием информационных технологий в мире. С тем, что граждане все больше с каждым годом, а то и с каждым месяцем совершают платежных и других операций электронным способом. Все сейчас через карточки, интернет, мобильные устройства. Поэтому преступность также адекватно среагировала. Назрела необходимость и наши усилия сосредоточить в этом направлении. Если когда-то, в семидесятые, зимой срывали шапки с людей и убегали, то сейчас таких шапок ондатровых не носят, поэтому и подразделение по борьбе с такими преступлениями должно сократиться. А высвободившиеся силы и средства должны быть переброшены на то, что сейчас актуально.

Июнь 2019 года. Могилевский институт МВД. Торжественный выпуск.
Фото Любови Соловьевой.

Об особенностях борьбы с коррупцией

— Как я вижу современную профилактику? Не надо человека доводить до тюрьмы, ждать, пока он совершит много чего. Если увидели, что он во что-то осторожно влез и оно пока не стало критическим, лучше его вовремя поправить, показать ему, что за ним тоже есть контроль. У нормального человека с нормальным инстинктом самосохранения вовремя сработает совесть, где-то страх, и он не будет пытаться нарушить закон.

Это очень важно. Возможно, за это никто и не похвалит. Как правило, так бывает. Конечно, сложилась такая психология. Вот, я выявил крупного расхитителя, взяточника, дайте мне за это премию, орден и медаль... А если спрофилактировал, то это пройдет как бы незаметно, ведь не пойдешь же говорить: знаете, я его предостерег от того-то. Это останется где-то незаметной работой сотрудника, и он может почувствовать себя недооцененным. Поэтому его руководитель должен это вовремя увидеть и найти форму поощрения, стимулирования и сказать: ты поработал лучше, чем если бы довел человека до тюрьмы.

Об отмене поголовной проверки на полиграфе

— Я послушал и своих заместителей, и, скажем так, служивый люд рангом пониже, и простых сотрудников. Большинство из них из ГАИ. И они мне рассказывали свое видение ситуации, говорили, что не совсем совершенна эта система, когда только психофизиологическое исследование с применением полиграфа преграждает человеку дорогу для продолжения службы. Действительно, я отменил поголовное прохождение такой проверки всеми сотрудниками. Человек ведь может и волноваться, и не выдерживать долго в замкнутом пространстве… Да и не совсем точное это исследование, на него тоже дается определенный процент погрешности.

Один шанс, я думаю, человеку нужно давать всегда. Даже тому, кто ошибся. Тех сотрудников, которых мы потеряли, я восстанавливать не возьмусь, сразу говорю. Однако буду очень внимательно и осторожно смотреть, как ситуация будет развиваться дальше. Сотрудники и их начальники тоже должны оценить доверие, которое им оказано. И тут велика роль командиров подразделений, которые знают подчиненных от и до. Вся ответственность на командирах. А полиграфолог лишь помогает что-то выяснить, но не является единственным критерием.

О либеральном реформировании системы

— Стоит ли в будущем ожидать реформ в подобном русле? Реформы должны быть аккуратными. Все должно развиваться эволюционным путем. Куда-то бежать, скакать и резко менять курс нельзя. Органы внутренних дел — это многоступенчатая, давно сложившаяся организация, и какое-то резкое движение в ней не будет правильным, не будет воспринято личным составом. Никакой же экстренной ситуации нет. И до меня этот организм работал нормально.

Ведь мы же исходим из того, что любой, кто шел на службу, хотел защищать людей и закон. Где-то условия работы кого-то, возможно, немного деформировали, но на то есть командир и его заместитель по идеологической работе и личному составу, чтобы вовремя человеку помочь. Если надо, дать выходные, поменять условия службы. Помочь людям раскрыться, справедливо оценивать их труд. В том числе с точки зрения материального поощрения, финансовой поддержки. Чтобы люди любили свою работу. Тогда и особых резких реформ не понадобится. Я более пристальное внимание обращу на ответственность начальников за свой личный состав, за работу с ним и справедливое отношение. На то, чтобы не было сокрытий нарушений по личному составу.
Лукашенко встретился с министром внутренних дел Юрием Караевым
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter