Турчин и Дворник поделились подробностями состоявшегося разговора у Президента

Разговор у Президента

Сегодня во Дворце Независимости состоялся обстоятельный разговор на темы как эффективности работы белорусской экономики в целом, отдельных ее отраслей, так и влияния этого глобального параметра на жизненный уровень граждан. На рабочую встречу с Президентом были приглашены первый заместитель председателя Правительства Александр Турчин и вице-премьер Владимир Дворник. В вечернем эфире телеканала «Беларусь 1» они поделились подробностями состоявшегося разговора. Предлагаем нашим читателям печатную версию беседы.

Александр Турчин

Фото: БЕЛТА

О зарплатах


— Президент сегодня поддержал предложения Правительства об увеличении ставки первого разряда. Это плановая работа. Сегодня есть цифры средней зарплаты по стране по итогам 7 месяцев. Она составляет 1.055 рублей. Это тот параметр, на который мы планировали выйти по итогам 2019 года. Поэтому предложенное повышение ставки первого разряда позволит выйти на 80 процентов зарплаты бюджетников от средней по стране. Но, конечно, если заработная плата будет дальше расти, то мы будем принимать решения еще в этом году по повышению зарплаты бюджетникам. Но сегодня Александр Григорьевич еще раз акцентировал внимание на эффективности, производительности во всех сферах — на соотношении производительности труда и роста заработной платы.

По итогам 7 месяцев 28 организаций по стране имеют зарплату ниже 400 рублей. Почти в 10 раз, в сравнении с началом года, эта цифра снизилась. Тем не менее даже 28 организаций Правительство не может удовлетворить. Мы будем принимать все меры, чтобы эти предприятия вышли на нормальный уровень заработной платы.

Следующая задача, которую нам поставил Президент: предприятия с зарплатой менее 500 рублей. Это задача более серьезная. Это более 500 предприятий. Есть дифференциация в разрезе регионов. Движение по повышению уровня оплаты труда в этих организациях Правительство будет контролировать и принимать меры, чтобы мы поэтапно выходили здесь на достойный уровень зарплаты.

О поддержке села бизнесом


— Помощь сельхозпредприятиям, наверное, все-таки надо рассматривать как добровольное дело. И бизнес идет в эту сферу. Я просто не хотел бы афишировать, но сегодня один из IT-бизнесменов инвестировал в сельское хозяйство. Поэтому, мне кажется, это такой эволюционный процесс, в котором мы на самом деле просто должны бизнесу помогать. Потому что у нашего члена Совета по развитию предпринимательства Александра Михайловича Мошенского, который в том числе приобретает в собственность хозяйства, как раз возникает вопрос, как правильно использовать или отражать в учете вот эту помощь, которую он в том числе своим хозяйствам оказывает. На мой взгляд, это правильно. Президент нас поддержал, что такие вещи предприятиям должны учитывать при налогообложении.

Фото Ксении Соколовой.

О лицензировании


— Вы знаете, вообще, в 450-й указ Президента, которым как раз регулируется лицензионная деятельность в нашей стране, с 2016 года не вносились изменения. На самом деле желающих что-то там поменять, изменить очень много. Именно по поручению Главы государства, которое сегодня он еще раз нам обозначил, лицензирование должно регулироваться законом… Я просто предложил Президенту вот такой механизм: пусть каждый обоснует, для чего ему лицензия. Пусть каждый госорган скажет, для чего ему лицензировать тот или иной вид деятельности. Я считаю, многие из них не имеют под собой почвы. Потому что те лицензируемые виды, которые мы убрали, как правило, регулируются другими законодательными актами, которые сегодня четко и ясно определяют правила игры.

В изменениях мы попытались учесть те вещи, которые наиболее волнуют бизнес-сообщество. Один из ярких примеров, по которым и в совет (по развитию предпринимательства. — Прим. ред.) часто обращаются компании. Это компании-грузоперевозчики, которые занимаются транспортной деятельностью. Автомобиль останавливает транспортная инспекция, на машине нет техосмотра — нет у них вариантов, кроме как лишение лицензии всей компании. Понятно же, что все это можно разделить на две составляющие. Одни — это злостные нарушители, которые просто не проходят техосмотр. Со вторыми ситуация может быть такая: машина уехала в дальний рейс с пройденным техосмотром, по каким-то причинам задержалась в рейсе, возвращается — техосмотра нет. Если в этой компании сто машин? И получается, компания лишается лицензии из-за одной.

Мы — за институт «мягкого права», институт предупреждения. Вместе с тем дается возможность, если мы видим, что есть какие-то серьезные нарушения, приостановить лицензию до устранения выявленных нарушений. Ну и вопросы, которые волновали бизнес, — это медицинская сфера, требования к медицинским работникам в учреждениях здравоохранения, в том числе частных. Поэтому мы постарались, насколько это возможно, те вопросы, которые требуют достаточно быстрого регулирования, подкорректировать в предложенном проекте указа. А масштабную работу по переосмыслению всех вопросов, связанных с лицензированием, мы планируем все-таки реализовать в законе.

О развитии IT-отрасли


— На ближайшую перспективу и не только этот сектор останется точкой роста нашей экономики. По итогам 6 месяцев экспорт услуг ПВТ составляет почти миллиард долларов. Надеемся, что по итогам года эта цифра если не превысит, то вплотную приблизится к 2 миллиардам. Темпы хорошие. Это помогает нам в числе прочего уравновесить торговый баланс. В ходе доклада Президент поручил собраться у него и обсудить те вопросы, которые поднимались во время визита Александра Григорьевича в Парк высоких технологий. Это вопрос IT-образования, в том числе создание собственного университета ПВТ, вопросы регулятора в сфере цифровой экономики, развития самого Парка, его статуса. Президент поручил экспертным сообществам в небольшом кругу собраться и выработать определенные решения, чтобы двигаться дальше.

Владимир Дворник

Фото: БЕЛТА

О проблемных сельхозпредприятиях


— Есть предприятия, которые по разным причинам имеют сложное финансовое состояние. Документ, который обсуждался на уровне Главы государства, — в поддержку этих предприятий. Для того чтобы сохранить эти предприятия. Вы знаете отношение Президента: не просто сократить, закрыть эти предприятия. Главный критерий — человек. Как будут жить сельские люди, если не будет этого предприятия? Поэтому государство делает все необходимое для того, чтобы вдохнуть энергию, в том числе финансовую, в них. Чтобы они вышли на тот уровень, который необходим сегодня.

Однако основная масса предприятий сегодня работает эффективно. Мы имеем рентабельность в целом по сельскому хозяйству около 5 процентов. Конечно, хочется большего. Будем стремиться, чтобы удержать этот показатель до конца года.

Благодаря последним решениям, которые приняты на уровне Главы государства, сегодня количество убыточных сельскохозяйственных организаций сокращается. Эти решения позволяют всем предприятиям при хорошем желании выйти на нормальный уровень производства и достойный уровень зарплаты. Мы их постоянно контролируем.

Было поручение Главы государства. В любой форме — будь то финансовая или физическая помощь в уборке — наведение порядка со стороны крупных промышленных предприятий. Мы получили поддержку Главы государства. 49 предприятий, которые мы закрепили за промышленными предприятиями, в ближайшее время почувствуют себя гораздо лучше.

О видах на урожай


— Что сегодня касается уборки, то действительно осталось немногим более 3 процентов для того, чтобы закончить эту уборку колосовых. У нас еще есть возможность пополнить наши закрома зерном кукурузы. И мы видим, что в этом году выполним ту задачу, которую нам ставили — еще 1.700.000 тонн кукурузы в копилку государства.

Мы должны получить миллион тонн картофеля. По картофелю здесь отдельная тема. Вы видите, что с каждым годом мы даем возможность нашему частному бизнесу в сельском хозяйстве развиваться и чувствовать, что это действительно уголок бизнеса. И если мы производим сегодня в общественном секторе картофеля один миллион тонн, то в целом производим шесть миллионов во всех категориях. Это говорит о том, что сегодня фермеры, частные лица занимаются производством не только для себя, но и для реализации. То есть это уже бизнес. То же самое происходит сегодня и по овощным культурам. Мы сегодня даем возможность частному лицу почувствовать это и заработать. Поэтому мы видим, что в этом направлении идет хорошее движение вперед. И сегодня мы можем назвать много фермеров, которые работают не только в растениеводстве, но и в животноводстве.

Фото Ксении Соколовой.

Об экспорте сельхозпродукции


— По итогам полугодия мы имеем 101,6 процента к уровню прошлого года. Львиная доля — 90 процентов от общего экспорта — уходит в Россию. Сегодня те остатки, которые мы имеем на складах, незначительны. Проблема с закрытием (российского рынка. — Прим. ред.) для каких-то предприятий сегодня остро не стоит. Если какие-то предприятия закрываются, то другие открываются, то есть устраняют те замечания, которые выдвигают российские партнеры.

Что касается ценовой политики, то экспорт в этом году достаточно премиальный. Мы стараемся расширить наши поставки в другие страны, в том числе в Китай. По полугодию выручка от экспорта составила более 2 миллиардов долларов. К концу года должны подойти к 5 миллиардам и выше.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter