О главной сути Указа № 25
— Главная суть в том, что на уровне закона определены условия. Это акт доброй воли государства в отношении тех лиц, которые находятся за рубежом и желают вернуться на родину, но в силу каких-то определенных обстоятельств либо в чем-то сомневаются, либо все-таки знают, что за ними есть какие-то грехи и боятся, что за эти грехи придется отвечать. Значение (указа. — Прим. ред.) состоит в том, что у этих лиц появилась реальная возможность вернуться домой, раскаявшись, и дальше здесь спокойно жить, как они жили до событий августа 2020 года.
О составе комиссии
— В ней руководители, первые лица всех силовых структур, представители IT-сферы, СМИ, общественных организаций, депутатского корпуса, научного сообщества — то есть достаточно широкий срез слоев нашего общества, который заинтересован в том, чтобы решения, принимаемые комиссией, были объективными и взвешенными… То, о чем говорил Глава государства, — многополярность точек зрения, но все объединены одним: общество должно жить стабильно.
Та непростая, сложная страница, которая была в 2020 году, должна быть перевернута, и дальше надо жить консолидированно, решать задачи, поставленные перед обществом. Но это должны делать люди, которые искренне раскаялись, которые понимают, что мир, благополучие и процветание нашей страны — это залог процветания их и их детей в том числе.О важном условии
— Если человек четко знает, что он совершил правонарушение, он должен описать чистосердечно свою роль (где, когда и при каких обстоятельствах) и самое главное — указать, что он раскаивается, почему раскаивается, готов ли он жить по законам нашей страны, быть в дальнейшем добропорядочным гражданином. Это необходимое требование.
Указом предусмотрена возможность приложения иных документов: например, обращение других лиц в поддержку данного заявителя, поручительство. Мы тоже это приветствуем.Поручителями могут быть не только физические лица, но и юридические лица, общественные организации.
Лицо, которое совершило правонарушение или преступление, помимо раскаяния и убеждения в том, что оно готово дальше жить как законопослушный гражданин, должно возместить ущерб, нанесенный или физическим лицам, или государству.
О тех, кто противодействует возвращению беглых в Беларусь
— Им (уехавшим за границу. — Прим. ред.) надо понимать, что Родина одна, и никому, по большому счету, за рубежом они не нужны. Они нужны только для решения задач и целей, которые ставят для себя совсем другие люди, которым выгодно, чтобы определенная часть граждан Беларуси находилась за границей. Основной лейтмотив — корыстный. Финансирование. Нет темы — нет финансирования. Другая составляющая: сейчас деньги им платятся за то, чтобы взять в руки автомат, прийти сюда, в Беларусь, и вооруженным путем захватить власть. Маски уже давно все сорваны. Из наших граждан пытаются сделать наемников, террористов фактически… Наверное, пришло время подумать, осознать и понять, в каком мире мы живем и с какой целью вас используют.О расследовании уголовного дела о геноциде белорусского народа
— Расследование уголовного дела находится фактически на контроле у Главы государства. Постоянно идет доклад о результатах работы следственной группы. Надо сказать, что проделана серьезная работа, но предстоит сделать еще немало.Только за последнее время мы провели 40 раскопок мест массового уничтожения людей.В октябре прошлого года завершила работу специальная правительственная комиссия, которая определяла материальный ущерб, нанесенный в годы войны БССР. Главе государства было доложено, что минимальная сумма материального ущерба от немецко-фашистских оккупантов составляет 43,5 тысячи тонн золота, либо 2 трлн 300 млрд долларов по нынешнему курсу.
До начала расследования уголовного дела речь шла о том, что в Белоруссии было сожжено полностью или частично не менее 9200 деревень. По результатам расследования мы говорим о том, что эта цифра гораздо выше — не менее 10,5 тысячи населенных пунктов. Уничтожено не менее 3 млн человек на территории БССР.По поручению Главы государства уже корректируются учебные программы общеобразовательных школ, высших учебных заведений, а также ряда других источников, которые используются для идеологической, воспитательной, образовательной работы.
О содействии других стран в расследовании уголовного дела о геноциде
— С Россией у нас полное взаимопонимание и активный, практически ежедневный обмен информацией. Они, как и мы, заинтересованы в том, чтобы вскрыть и показать реальные масштабы трагедии, которая была в годы Великой Отечественной войны. Что касается стран Балтии, Польши, Украины, они по политическим мотивам не собираются оказывать нам содействие. Прямые потомки тех нацистов, фашистов, которые здесь творили геноцид, сегодня в большинстве своем составляют политическую элиту этих стран.Они хотят реванша, поэтому, конечно, у них нет никакой заинтересованности в том, чтобы показывать правду и истинные масштабы тех зверств, которые творили их предки. Сегодня ведется переписка с некоторыми странами Латинской Америки, где, возможно, еще проживают оставшиеся эсэсовцы. Мы ставим вопрос либо об их выдаче, либо о привлечении к уголовной ответственности.
Председатель Верховного Суда Валентин Сукало также рассказал о деталях состоявшегося у Президента разговора.
О совершенствовании судебной системы
— Вся судебная реформа начиная с 1997 года проводилась под постоянным патронажем Главы государства. Я могу это констатировать, поскольку был непосредственным участником тех событий. Такой патронаж, с одной стороны, для нас большая ответственность. С другой стороны, облегчает проведение реформы, потому что всё, что делается под патронажем Главы государства, — всё это значительно легче делать. Поэтому и первый съезд судей, где разрабатывалась первая концепция судебно-правовой реформы, был по инициативе Главы государства, и второй съезд судей. А потом проводилось несколько очень важных совещаний с участием Президента и руководителей судов различного уровня. Такие совещания были в 2008‑м, 2011‑м, 2014‑м и потом уже при открытии нового здания Верховного Суда в 2019 году. На каждом таком форуме, мероприятии обязательно речь шла о совершенствовании судебной системы. Все это оформляется в виде протоколов поручений Главы государства, очень строго контролируется.
Поэтому то, что судебная реформа идет настолько плавно, хорошо, в этом, конечно, незаменимая роль Главы государства как человека, который внимательно следит и помогает. И мы ощущаем эту поддержку.Об изменениях в Конституцию
— Так удачно совпало, что завершение третьего этапа нашей судебной реформы совпало с проведением конституционной реформы.
Впервые в истории белорусского правосудия на конституционном уровне закреплен конституционный статус Верховного Суда, порядок избрания судей, привлечение их к ответственности, освобождение на уровне Всебелорусского народного собрания.Это не только поднимает их статус, но и налагает еще более серьезную ответственность за результаты их работы.
Об институте заочного судопроизводства
— Это не новый институт, он существует во многих странах — в различных форматах, с различными нюансами. За прошлый год у нас в порядке заочного судопроизводства осуждено 1400 человек. Но это в обычном порядке. Это не те люди, которые скрылись от правосудия где-то за рубежом. А что касается категории, на которую расширено заочное уголовное судопроизводство, мы рассмотрели два таких дела. И сейчас в производстве судов различного уровня находится еще шесть.О решениях Верховного Суда по первой инстанции
— До последнего времени приговоры Верховного Суда и решения по первой инстанции не подлежали апелляционному обжалованию. Это в определенной степени нарушало права людей. Мы видели эту проблему, не раз ее поднимали — и наконец подошли к тому, что и решения Верховного Суда также должны обжаловаться в апелляционном порядке. Предусмотрели такой механизм в последних изменениях — и будем ожидать вступления его в силу.
Будем создавать в каждом случае специальную коллегию Верховного Суда для рассмотрения дела в апелляционном порядке. По уголовным делам — это не только трое профессиональных судей Верховного Суда, но еще и двое народных заседателей Верховного Суда.Это самые обычные граждане, их выбирает по спискам Мингорисполком, затем они проходят согласование и представляются нам как заседатели Верховного Суда. Недавно они принесли присягу, получили удостоверения. В общем их 250 человек, но мы не думаем, что у нас столько будет дел: все-таки на уровне Верховного Суда по первой инстанции, как правило, рассматривается незначительное количество уголовных дел.
О 100‑летии Верховного Суда
— Мы делаем все, чтобы сделать этот праздник максимально запоминающимся для наших людей, памятным для страны. Уже через неделю мы проведем серьезную научно-практическую конференцию с приглашением международных экспертов о роли и значении Верховного Суда в новейшей истории Беларуси, в проведении судебной реформы и становлении судебной власти. То есть мы не просто празднуем, но еще и много делаем рабочих интересных мероприятий, которые бы давали толчок и импульс для будущего развития судебной системы.
Фото БЕЛТА