Швед и Сукало рассказали о деталях состоявшихся у Президента разговоров

Разговор у Президента

Вчера в вечернем эфире телеканала «Беларусь 1» Генеральный прокурор Андрей Швед рассказал о деталях состоявшегося у Президента разговора. Предлагаем вниманию читателей печатную версию интервью.


О главной сути Указа № 25

— Главная суть в том, что на уровне закона определены условия. Это акт доброй воли государства в отношении тех лиц, которые находятся за рубежом и желают вернуться на родину, но в силу каких-то определенных обстоятельств либо в чем-то сомневаются, либо все-таки знают, что за ними есть какие-то грехи и боятся, что за эти грехи придется отвечать. Значение (указа. — Прим. ред.) состоит в том, что у этих лиц появилась реальная возможность вернуться домой, раскаявшись, и дальше здесь спокойно жить, как они жили до событий августа 2020 года.

О составе комиссии

— В ней руководители, первые лица всех силовых структур, представители IT-сферы, СМИ, общественных организаций, депутатского корпуса, научного сообщества — то есть достаточно широкий срез слоев нашего общества, который заинтересован в том, чтобы решения, принимаемые комиссией, были объективными и взвешенными… То, о чем говорил Глава государства, — многополярность точек зрения, но все объединены одним: общество должно жить стабильно.  
Та непростая, сложная страница, которая была в 2020 году, должна быть перевернута, и дальше надо жить консолидированно, решать задачи, поставленные перед обществом. Но это должны делать люди, которые искренне раскаялись, которые понимают, что мир, благополучие и процветание нашей страны — это залог процветания их и их детей в том числе.
О важном условии

— Если человек четко знает, что он совершил правонарушение, он должен описать чистосердечно свою роль (где, когда и при каких обстоятельствах) и самое главное — указать, что он раскаивается, почему раскаивается, готов ли он жить по законам нашей страны, быть в дальнейшем добропорядочным гражданином. Это необходимое требование.
Указом предусмотрена возможность приложения иных документов: например, обращение других лиц в поддержку данного заявителя, поручительство. Мы тоже это приветствуем. 
Поручителями могут быть не только физические лица, но и юридические лица, общественные организации.

Лицо, которое совершило правонарушение или преступление, помимо раскаяния и убеждения в том, что оно готово дальше жить как законопослушный гражданин, должно возместить ущерб, нанесенный или физическим лицам, или государству.

О тех, кто противодействует возвращению беглых в Беларусь

— Им (уехавшим за границу. — Прим. ред.) надо понимать, что Родина одна, и никому, по большому счету, за рубежом они не нужны. Они нужны только для решения задач и целей, которые ставят для себя совсем другие люди, которым выгодно, чтобы определенная часть граждан Беларуси находилась за границей. Основной лейтмотив — корыстный. Финансирование. Нет темы — нет финансирования. Другая составляющая: сейчас деньги им платятся за то, чтобы взять в руки автомат, прийти сюда, в Беларусь, и вооруженным путем захватить власть. Маски уже давно все сорваны. Из наших граждан пытаются сделать наемников, террористов фактически… Наверное, пришло время подумать, осознать и понять, в каком мире мы живем и с какой целью вас используют.

О расследовании уголовного дела о геноциде белорусского народа

— Расследование уголовного дела находится фактически на контроле у Главы государства. Постоянно идет доклад о результатах работы следственной группы. Надо сказать, что проделана серьезная работа, но предстоит сделать еще немало.  
Только за последнее время мы провели 40 раскопок мест массового уничтожения людей.
В октябре прошлого года завершила работу специальная правительственная комиссия, которая определяла материальный ущерб, нанесенный в годы войны БССР. Главе государства было доложено, что минимальная сумма материального ущерба от немецко-фашистских оккупантов составляет 43,5 тысячи тонн золота, либо 2 трлн 300 млрд долларов по нынешнему курсу.
До начала расследования уголовного дела речь шла о том, что в Белоруссии было сожжено полностью или частично не менее 9200 деревень. По результатам расследования мы говорим о том, что эта цифра гораздо выше — не менее 10,5 тысячи населенных пунктов. Уничтожено не менее 3 млн человек на территории БССР.
По поручению Главы государства уже корректируются учебные программы общеобразовательных школ, высших учебных заведений, а также ряда других источников, которые используются для идеологической, воспитательной, образовательной работы.

О содействии других стран в расследовании уголовного дела о геноциде

— С Россией у нас полное взаимопонимание и активный, практически ежедневный обмен информацией. Они, как и мы, заинтересованы в том, чтобы вскрыть и показать реальные масштабы трагедии, которая была в годы Великой Отечественной войны. Что касается стран Балтии, Польши, Украины, они по политическим мотивам не собираются оказывать нам содействие. Прямые потомки тех нацистов, фашистов, которые здесь творили геноцид, сегодня в большинстве своем составляют политическую элиту этих стран.

Они хотят реванша, поэтому, конечно, у них нет никакой заинтересованности в том, чтобы показывать правду и истинные масштабы тех зверств, которые творили их предки. Сегодня ведется переписка с некоторыми странами Латинской Америки, где, возможно, еще проживают оставшиеся эсэсовцы. Мы ставим вопрос либо об их выдаче, либо о привлечении к уголовной ответственности.
Председатель Верховного Суда Валентин Сукало также рассказал о деталях состоявшегося у Президента разговора. 


О совершенствовании судебной системы

— Вся судебная реформа начиная с 1997 года проводилась под постоянным патронажем Главы государства. Я могу это констатировать, поскольку был непосредственным участником тех событий. Такой патронаж, с одной стороны, для нас большая ответственность. С другой стороны, облегчает проведение реформы, потому что всё, что делается под патронажем Главы государства, — всё это значительно легче делать. Поэтому и первый съезд судей, где разрабатывалась первая концепция судебно-правовой реформы, был по инициативе Главы государства, и второй съезд судей. А потом проводилось несколько очень важных совещаний с участием Президента и руководителей судов различного уровня. Такие совещания были в 2008‑м, 2011‑м, 2014‑м и потом уже при открытии нового здания Верховного Суда в 2019 году. На каждом таком форуме, мероприятии обязательно речь шла о совершенствовании судебной системы. Все это оформляется в виде протоколов поручений Главы государства, очень строго контролируется.  
Поэтому то, что судебная реформа идет настолько плавно, хорошо, в этом, конечно, незаменимая роль Главы государства как человека, который внимательно следит и помогает. И мы ощущаем эту поддержку.
Об изменениях в Конституцию

— Так удачно совпало, что завершение третьего этапа нашей судебной реформы совпало с проведением конституционной реформы.  
Впервые в истории белорусского правосудия на конституционном уровне закреплен конституционный статус Верховного Суда, порядок избрания судей, привлечение их к ответственности, освобождение на уровне Всебелорусского народного собрания. 
Это не только поднимает их статус, но и налагает еще более серьезную ответственность за результаты их работы.

Об институте заочного судопроизводства

— Это не новый институт, он существует во многих странах — в различных форматах, с различными нюансами. За прошлый год у нас в порядке заочного судопроизводства осуждено 1400 человек. Но это в обычном порядке. Это не те люди, которые скрылись от правосудия где-то за рубежом. А что касается категории, на которую расширено заочное уголовное судопроизводство, мы рассмотрели два таких дела. И сейчас в производстве судов различного уровня находится еще шесть.

О решениях Верховного Суда по первой инстанции

— До последнего времени приговоры Верховного Суда и решения по первой инстанции не подлежали апелляционному обжалованию. Это в определенной степени нарушало права людей. Мы видели эту проблему, не раз ее поднимали — и наконец подошли к тому, что и решения Верховного Суда также должны обжаловаться в апелляционном порядке. Предусмотрели такой механизм в последних изменениях — и будем ожидать вступления его в силу.  
Будем создавать в каждом случае специальную коллегию Верховного Суда для рассмотрения дела в апелляционном порядке. По уголовным делам — это не только трое профессиональных судей Верховного Суда, но еще и двое народных заседателей Верховного Суда. 
Это самые обычные граждане, их выбирает по спискам Мингорисполком, затем они проходят согласование и представляются нам как заседатели Верховного Суда. Недавно они принесли присягу, получили удостоверения. В общем их 250 человек, но мы не думаем, что у нас столько будет дел: все-таки на уровне Верховного Суда по первой инстанции, как правило, рассматривается незначительное количество уголовных дел.

О 100‑летии Верховного Суда

— Мы делаем все, чтобы сделать этот праздник максимально запоминающимся для наших людей, памятным для страны. Уже через неделю мы проведем серьезную научно-практическую конференцию с приглашением международных экспертов о роли и значении Верховного Суда в новейшей истории Беларуси, в проведении судебной реформы и становлении судебной власти. То есть мы не просто празднуем, но еще и много делаем рабочих интересных мероприятий, которые бы давали толчок и импульс для будущего развития судебной системы.

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter