За три года работы торгинспекция Минторга проверила 9% объектов отрасли

Разговор с торгинспектором без поэзии

За три года работы торгинспекция Минторга проверила 9% объектов отрасли
Есть вещи, к которым мы относимся как к само собой разумеющимся. Например, к походам в магазины. Покупая там продукты и промтовары, мы ожидаем, что они будут свежими и качественными, заявленного веса и состава. Однако практика последних лет показывает: среди покупателей всегда найдутся те, кто страдает из-за своей доверчивости. Особенно много нареканий было в момент массового расцвета ретейла в стране. Чтобы обезопасить потребителей и приструнить невнимательных или хитрых торговцев, три года назад, 1 июля, в Минторге было создано новое подразделение: управление контроля потребительского рынка — торговая инспекция. Сегодня ее специалистам есть о чем рассказать.



Как правило, о работе красноречиво говорят цифры и факты. Начнем с первых. За три года специалисты торгинспекции провели более 6,8 тысячи проверок и примерно 2,4 тысячи мониторингов. В общей сложности они побывали в 9,2 тысячи магазинов, кафе, бытовых мастерских. Это около 9 процентов всех действующих объектов сферы торговли и услуг. Их владельцы получили на руки более 10,3 тысячи протоколов о нарушениях, а суды выписали штрафы на 25,3 млрд рублей. 

Но и это не все. В прошлом году согласно Указу № 567 за нарушения законодательства о торговле, ценообразовании и наших с вами прав приостанавливалась работа 577 объектов. Пять из них, не пожелавших играть по установленным правилам, пришлось закрыть навсегда. Цифры этого года еще показательнее. Временно закрывались 427 магазинов и кафе, один из торговых объектов за систематические нарушения был закрыт окончательно. По результатам проверок за январь — май почти 2,2 тысячи протоколов направлено в суды, которые стали строже в своих решениях и выписали штрафов более чем на 8,4 млрд рублей. 

Суммы внушительные, поэтому владельцы магазинов, кафе, продавцы и персонал торгинспекцию недолюбливают. Впрочем, министр торговли Владимир Колтович считает, что дело не столько в штрафах и жестких мерах, сколько в том, что в стране появился институт, который показал: закон надо исполнять. Несогласным министр советует стать на место покупателя, которому намеренно предлагают плохой товар. Думаю, никому не будет приятно приобрести печенье, а дома узнать, что сгущенка не в начинке, а только в виде помазки. Или что для комплекта в пачке не хватает пяти штук. Или что оно полгода лежит на полке,  потому уже немного зачерствело. Но если залежавшееся печенье можно размочить в горячем чае, то просроченным йогуртом можно попросту отравиться. Что же касается ассортиментных перечней, неправильно было бы загромождать полки исключительно импортом, когда у нас есть что предложить. Истории о том, как сложно попасть на прилавок, ходят среди наших производителей по сей день, несмотря на то, что Минторг помог им получить минимально гарантированное место. 

Впрочем, Владимир Колтович рассказал о недавних изменениях, которые произошли в работе торгинспекции. Среди них, в частности, значится такое: с 13 до 9 сокращено число оснований для временного закрытия проштрафившегося объекта. Кроме того, оценивать тяжесть «проступков» будут по балльной шкале в зависимости от тяжести нарушений и их последствий. Предусмотрено и обязательное применение понижающих коэффициентов, в том числе в зависимости от площади магазина или кафе. Итоговая балльная оценка дифференцирована в зависимости от места нахождения объекта. 

А вот закрытие — временное или окончательное — впредь будет исключительной мерой. При этом работу торгинспекции постараются сделать максимально открытой. Для этого информацию о проверках будут размещать на сайте Минторга. Там покупатели смогут узнать «подноготную» магазина рядом с домом или любимого кафе, а также то, как они намерены исправляться. Да и решения контролеров, таким образом, тоже будут на виду. Вполне возможно, что это не последние изменения в работе инспекторов. Главное, чтобы продавцы не воспользовались либерализмом Минторга, а расценили это как кредит доверия.

druk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter