Разговор с фининспектором о живописи

Художники - люди бедные или богатые? Наверное, простой человек, поглядев на шести-, семизначные цены в иных галереях, завистливо скажет: уж, во всяком случае, не бедные.
Художники - люди бедные или богатые? Наверное, простой человек, поглядев на шести-, семизначные цены в иных галереях, завистливо скажет: уж, во всяком случае, не бедные. А студент художественной специальности, потратив всю стипендию на две кисти и три тюбика масляной краски, лишь горько усмехнется - богаче некуда! Истина, как обычно, находится где-то посередине...

Мастера старшего поколения, члены Союза художников, апологеты реалистического направления в живописи, в советские времена имели достаточное количество хорошо оплачиваемых заказов. Теперь многие из них остались не у дел: обыватель и даже крупные коммерческие организации делают выбор в пользу малоформатных пейзажей и натюрмортов за 20 - 100 тысяч рублей и даже не смотрят в сторону монументальных полотен, скромно оцененных миллиона эдак в полтора-два целковых. При этом и дешевые, "бюджетные", работы не нарасхват. Молодая поросль, в полной мере отдающая дань уважения авангардизму и сюрреализму, в финансовом отношении также не преуспевает. Редкие исключения составляют те единицы талантливых художников, которым удалось показать себя на Западе.

А вообще, арт-бизнес всегда имел лучшие шансы в столицах, нежели на периферии. Яркий пример тому - брестский художественный салон "Беларт", существующий с 1992 года. Знавал и более сытые времена, сумел даже собрать не предназначенную для продажи коллекцию картин белорусских, главным образом - местных, при этом достаточно известных и авторитетных художников: Петра Данелии, Ивана Фетисова, Леонтия Довбуша и других. Однако в роскоши "Беларт" никогда не купался, а в последние месяцы и вовсе оказался на грани банкротства.

Главная причина финансовых трудностей салона, по словам его директора Людмилы Крапивной, заключается в непомерно больших налогах и арендной плате. В этом плане художественная галерея, занимающаяся малоприбыльной в областном центре комиссионной торговлей авторскими произведениями искусства, приравнена к коммерческой фирме с солидным оборотом. Возможно, для преуспевающей компании ежемесячная плата в 314 евро за аренду 112,3 квадратного метра площади и не была бы разорительной. Но художники - бедные ли, богатые - не приносят "Беларту" таких барышей, чтобы можно было "не мелочиться". Зачастую салон по два-три месяца, расплатившись с городской казной, не может отдать деньги авторам, чьи работы продал!

В прошлом "Беларт" пользовался льготами по аренде. Например, в 2002 году после обращения Людмилы Крапивной к председателю Брестского облисполкома Василию Долголеву плата за квадратные метры художественному салону была снижена примерно вдвое.

В апреле этого года директор "Беларта" направила аналогичную просьбу уже в городскую администрацию. К письму на имя председателя горисполкома Николая Гордиевича приложила исчерпывающую информацию о работе и финансовом положении салона. Ходатайства о предоставлении коллегам по искусству льгот по арендной плате направили мэру также начальник областного управления культуры Григорий Бысюк и председатель областной организации Белорусского союза художников Михаил Коньков.

В мае комиссия по упорядочению использования имущества городской коммунальной собственности вынесла предложение снизить арендную плату художественному салону "Беларт" на рассмотрение исполкома. И городская власть приняла решение: отказать в предоставлении льгот.

Позже Людмиле Крапивной был обещан пересмотр принятого решения. Однако на протяжении вот уже более месяца чиновники, ссылаясь на чрезмерную занятость, предлагают ей "потерпеть еще немного". Салон терпит, копя долги перед художниками, и всерьез рассматривает перспективу собственной ликвидации. Ежемесячные убытки "Беларта" составляют, как утверждает его хозяйка, в среднем миллион рублей.

С вопросом о том, есть ли у Людмилы Крапивной надежда, я обратился к заместителю председателя горисполкома, председателю комиссии по упорядочению использования имущества городской коммунальной собственности Игорю Сильченко. Оказалось, что власть в Бресте действительно не видит принципиальной разницы между художественным салоном и обычным коммерсантом

: - Особое право на льготную ставку арендной платы имеют только художественные мастерские членов Белорусского союза художников. При этом горисполком не сам принимает соответствующее решение, но ходатайствует о снижении платежей перед областной "вертикалью", - пояснил Игорь Сильченко. - Но ведь "Беларт" - это чистая торговля, чистый бизнес! Этот салон можно сравнить с любым специализированным магазином, хотя бы с "1000 мелочей". Выставки? Что-то на слуху в последнее время выставок не было...

Что ж, по части выставок с некоторых пор в "Беларте" и в самом деле негусто.

Однако за 11 лет работы салон организовал 34 экспозиции с участием художников, фотографов, кузнецов и мастеров прикладных видов изобразительного искусства, причем не только из Брестской области, но также других городов Беларуси и даже из-за границы.

Кстати, работы, предоставленные авторами салону для комиссионной продажи, по словам Людмилы Крапивной, часто приобретали органы исполнительной власти - и городские, и областные. Именно в "Беларте" заказывалось в подарок Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II резное панно "Тайная вечеря", созданное брестским мастером Валентиной Столяровой. А несколько работ барановичского акварелиста Владимира Осиповича были отобраны для резиденции Президента в Дроздах. Два гобелена, сделанных самой хозяйкой салона, в свое время приобрел Брестский художественный музей.

По сути, "Беларт" в Бресте является сегодня единственным салоном, где существует действительно богатый выбор произведений художественного и прикладного искусства. Здесь одновременно представлены работы более чем 100 авторов. И все они могут заработать благодаря "Беларту" дополнительную и отнюдь не лишнюю копейку в поддержку своего творчества. Но у каждого, как говорится, свой бизнес...

На снимке: директор художественного салона "Беларт" Людмила Крапивная.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter