Источник: Знамя юности
Знамя юности

Не доехали. Что ждет выпускников, которые не прибыли по месту распределения?

Разговор по большому счету

Предположим, в день икс молодой специалист не явился на первое рабочее место. Как в такой ситуации будут действовать предприятия и вузы? Как быть тем, кто спустя какое-то время передумал игнорировать направление и хочет отработать два года? Обсуждаем это с начальником управления высшего образования Министерства образования Сергеем Касперовичем. 

– Сергей Антонович, кто занимается судьбой выпускников, которые не доехали до мест распределения?


– Есть четкий порядок трудоустройства по распределению. Выпускник обязан прибыть по месту работы в срок, указанный в свидетельстве о направлении. Если он не явился на предприятие без уважительных причин, наниматель в течение месяца информирует об этом учреждение образования. После чего представители университета выясняют место нахождения молодого специалиста (если нужно, с привлечением правоохранительных органов), причины и обстоятельства его отсутствия на работе. А дальше вуз принимает решение о возмещении выпускником затраченных средств или освобождении от выплаты с предоставлением права на самостоятельное трудоустройство.

– Кто взыскивает средства с молодых специалистов, которые учились по целевому направлению, но решили не отрабатывать пять лет? 

– Взыскание средств с выпускников, в том числе обучавшихся по договору о целевой подготовке, поручено учреждениям образования. При этом надо понимать, что деньги идут не вузу, а в доход бюджета, из которого финансировалось обучение специалиста. Если выпускник хочет отказаться от направления на работу и готов возместить затраченные государством средства, ему необходимо обратиться в альма-матер за расчетом этой суммы. Справка о самостоятельном трудоустройстве выдается при предъявлении документа, подтверждающего возмещение затраченных средств.

– Из чего сегодня складывается сумма возмещения средств за обучение?

– Это фактические затраты на обучение студента: оплата труда преподавателей, содержание материальной базы университета. 

По сравнению с предыдущими годами суммы возмещения существенно снизились. 

Из них исключены расходы на социальную поддержку – стипендии, бесплатное питание, траты на содержание общежитий. На разных специальностях и факультетах цифры разные – от десяти тысяч белорусских рублей и выше. Для добровольного возмещения средств дается шесть месяцев. По истечении этого срока, если долг не погашен, средства взыскиваются в судебном порядке.

– Выпускник увидел выставленный счет, понял, что погорячился и через месяц решил все же отработать распределение. Обратная дорога есть?

– Это зависит от решения нанимателя. В силу производственной необходимости он не может и не обязан оставлять вакансию незанятой на тот случай, если выпускник изменит свое решение. Тем более сейчас нет недостатка в претендентах на свободное рабочее место из числа специалистов с опытом работы. Так что через месяц вернуться, чтобы отработать распределение, вряд ли удастся. Но если причина невыхода на работу вовремя уважительная, необходимо своевременно, с предъявлением подтверждающих документов сообщить об этом работодателю и попросить его подождать с заполнением вакансии. 


– Какие причины считаются уважительными?

– Нет установленного перечня уважительных причин, ведь ситуации в жизни могут быть разными – болезнь, семейные неприятности, выезд на важные спортивные соревнования. Поэтому все рассматривается индивидуально. Однако в любом случае возникшие обстоятельства должны быть подтверждены документально. И лучше вовремя поставить работодателя в известность. 

– А если, скажем, инженер-программист уже после выпуска из вуза нашел работу по специальности, прошел испытательный срок за время каникул, но его с 1 августа ждут на заводе? 

– Процедура распределения начинается не позднее чем за два месяца до выпуска и осуществляется в соответствии с заявками организаций – заказчиков кадров и других нанимателей. Поэтому искать себе место работы после получения диплома распределенному выпускнику, по меньшей мере, нецелесообразно. В то же время у него есть право на перераспределение путем перевода по соглашению сторон. Если прежний наниматель готов отпустить молодого специалиста, а новый – трудоустроить, это законное основание поменять работу и не возмещать средства за обучение. 

Главное, все хорошо обдумать – не всегда на другом месте, где сулят золотые горы, бывает так хорошо, как хотелось бы. 

– Не отпускает работодатель молодого специалиста на другое место, он им нужен здесь. Что тогда?

– Значит, надо работать. Трудовые отношения регулируются законодательством и находятся в компетенции нанимателя. Если у молодого специалиста появились уважительные причины для увольнения до окончания срока обязательной работы, а наниматель расторгать контракт не желает, спор подлежит разрешению в суде. 

В статье 88 Кодекса об образовании прописаны условия, при которых приступившие к работе и не отработавшие установленный срок выпускники могут освобождаться от возмещения средств. 

В иных случаях досрочное увольнение влечет за собой выставленный счет за подготовку. Понятно, что для кого-то это не станет проблемой. Однако для большинства молодых специалистов, которые еще нигде не трудились, ничего не заработали, возмещать большую сумму накладно. И выпускников, которые на это идут, на самом деле единицы. Чаще бывает, что молодежь все же работает год-полтора и только потом, заработав денег и увидев для себя лучшие перспективы, что-то меняет. Тогда и суммы по возмещению меньше, да и самим специалистам спокойнее. 

zubkova@sb.by 

Что важнее при выборе профессии: престижность или мечта?

Дарья Ковальчук, 20 лет, Глубокое, студентка: 

– Понятие «престижность» в отношении специальностей меняется с каждым годом. «Благодаря» этому появляются толпы юристов, экономистов и дипломатов. А мечта – она как стиль, почти вечна. Да, выбрав мечту, можно и разочароваться. А можно, наоборот, полюбить, что делаешь, и устроиться прекрасно. Не нужно поступать в университет под давлением окружающих или той самой престижности. Ведь потом будете жалеть и думать: «А если бы...» 

Евгений Шестакевич, 21 год, Минск, курсант: 

– Конфуций говорил: «Займись любимым делом, и ты не будешь работать ни одного дня в своей жизни». Несомненно, лучший вариант, когда работа одновременно и любимая, и престижная. Такое, правда, нечасто встретишь. Но ведь никто не запрещает пробовать себя в разных сферах, искать занятие, которое сможет приносить и духовное, и материальное удовлетворение. Было бы желание.

Светлана Мамай, 29 лет, Вилейка, ремесленник:

– Бывает, мечты не совпадают с возможностями. Например, сейчас балериной мне не стать, даже если я этого захочу очень сильно. Так и с работой. Не всегда желаемое совпадает с действительным. Работа мечты помогает человеку ощущать себя на своем месте, дает уверенность в том, что приносишь пользу. Такая атмосфера способствует профессиональному росту. А быть хорошим специалистом, пусть и не на престижной работе, куда важнее дорогого кресла в красивом офисе.

Артем Конон, 24 года, Минск, юрист:

– Для меня мечта важнее. Зачем тратить время на то, что не будет в итоге приносить радость? Я выбирал именно по такому принципу. А о престижности сейчас больше судят не по специальности, а по громкому имени университета. Поэтому многие едут учиться за границу, пусть даже в соседнюю страну. Лишь бы потом удивить работодателя на собеседовании дипломом, отличным от других претендентов. А толку от этой корочки?

lavrinovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter