Разговор от а до я.

Всю свою сознательную жизнь мы соприкасаемся со школой. Сначала учимся сами, затем учим своих детей, внуков.

Как традиции помогают школе развиваться, каких новых качеств требует время от учеников и учителей? Об этом мы говорим с директором гимназии № 1 Новогрудка Натальей Михайловной ВАЙТОВИЧ и директором гимназии № 2 этого города Оксаной Геннадьевной КАРПОВИЧ.

— Наталья Михайловна и Оксана Геннадьевна, что для вас школа?

Наталья Вайтович (Н. В.): Для меня школа  — это моя жизнь. Школа имеет начало, но не имеет конца. Выпустили одних ребят, набрали других. В глазах первоклассников видишь испуг, слезы. Приходится успокаивать, иногда даже играть. На наших глазах дети не только учатся, но и взрослеют. Я умом понимаю, что у них будет совсем другая жизнь, нежели у нас. И кто-то из них в карьере взлетит так, что голову поднимешь — шапка упадет. Но я знаю то, что знают все: путевку в жизнь им дала наша школа, а точнее, гимназия.

Оксана Карпович (О. К.): Школа — мой второй дом. Я всегда жду встречи с детьми. По большому счету, учеба один из самых сложных и кропотливых видов работы. Все нужно делать вовремя: вовремя учиться, вовремя жениться и так далее. Человеческая жизнь устроена так, что ничего не надо откладывать на потом. Профессия учителя — своего рода жизнь второгодника. Взял детей в первом или пятом классе, выпустил в одиннадцатом и возвращайся назад. Но это поступательное движение. Обучая детей, мы учимся сами.

— Ваши гимназии конкуренты или партнеры?

Н. В.: И то и другое. В конкуренции заложено развитие. Разумеется, если эта конкуренция творческая, когда положительный результат  — это результат работы, а не подгонки цифр в отчетах. По большому счету, подогнать результат невозможно. При нынешней системе оценки знаний результаты тестирования все тайное делают явным. Мы считаем себя преемниками лучших традиций, заложенных в начале ХХ века, когда в Новогрудке действовала классическая белорусская гимназия. Каждое торжественное мероприятие у нас начинается с исполнения нашего гимна “Моя гимназия”, написанного педагогами Т. Аполоник и И. Деркач. Символы на нашем гербе — сова, лавровая ветвь, перо, восходящее солнце — олицетворяют главные составляющие гимназического образования: творчество, стремление к победам, вдохновение, мудрость, взаимопомощь и поддержку.

О. К.: Мы учимся друг у друга,  подсматриваем и подслушиваем все самое лучшее. Результат — это единица измерения наших усилий. Единство — уважение к праву другого. Активность — вернейший источник успеха. Талант — бескорыстный подарок судьбы. Инициатива — это прекрасное в действии. Вдохновение черпаем в изучении истории родного края. В прошлом году средний балл по гимназии составил 8,06, качество знаний — 94,6 процента, уровень воспитанности — 4,7. Два выпускника стали медалистами и студентами ведущих вузов страны.

— Оксана Геннадьевна, преподаватель иностранного языка вашей гимназии Елена Владимировна Штепа-Третьяк стала финалистом республиканского конкурса “Учитель года Республики Беларусь — 2011”. Сегодня на тестировании наибольшее количество высших оценок ребята получают по иностранным языкам, а не по русскому или белорусскому. Это противоестественно. Не может человек знать иностранный язык лучше, чем родной. Хотелось бы услышать ваше мнение.

О. К.: Результат всегда лучше там, где приложено больше усилий. Современная жизнь, активная трудовая деятельность, если смотреть на проблему широко, невозможны без знания иностранного языка. Без знания языков невозможно общаться. Человек, оказавшись за границей, чувствует себя глухим и слепым. С другой стороны, к родным языкам, к их изучению мы порой относимся с необыкновенной легкостью, пребываем в уверенности, что этим можно не заниматься. Отсюда и результат.

— Наталья Михайловна, есть ли разница между той школой, в которой вы учились в свое время, и школой нынешней? И если есть, то в чем она?

Н. В.: Есть и общее, но существуют и некоторые различия. Общим является то, что школа, учитель должны привить вкус к знаниям, научить ребят учиться. Зачастую некоторые родители этого не понимают и требуют, чтобы школьный преподаватель дал ребенку энциклопедические знания по предмету. Мы работаем по программе. Когда я училась в школе, многие родители имели лишь среднее образование. И слово учителя было для них законом. Было проще. Сегодня учитель должен уметь найти общий язык не только с учеником, но и с его мамой и папой. До недавнего времени все конфликтные ситуации решались и рассматривались через призму интересов ученика. С принятием Кодекса об образовании ситуация кардинально изменилась. Эмоции в оценках уступили место конкретике.

— Самая обсуждаемая сегодня педагогами проблема — большое количество документации, которую надо предоставлять контролирующим организациям. Да и самих проверок в школах с избытком. Что, на ваш взгляд, нужно изменить в этом контексте?

Н. В.: Контроль нужен в любой деятельности. Это не чья-то прихоть, а объективные законы управления. Но очевидно и то, что психология и задачи у проверяющего и проверяемого, что бы мы ни говорили, разные. Нашу работу, особенно когда речь идет о воспитании, крайне трудно перевести на язык цифр. Сколько людей, столько и мнений. Но искать способы, методы упрощения школьного делопроизводства, сокращать отчетность необходимо. Это позволит учителям высвободить дополнительное время для занятий с детьми.

— Спасибо за беседу и всего вам доброго.
Рассказывают, что как-то на совещании у Сергея Павловича Королева обсуждался полет на Луну. Весь риск состоял в том, что никто не знал, твердая или мягкая поверхность Луны. Летательный аппарат мог утонуть в слое пыли а это многомиллиардные потери для государства. Королев взял ручку и написал: “Луна твердая”. И поставил точку. Вот так и в любом вопросе нужно просто уметь поставить точку.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter